Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности «Умные игрушки»
для детей с тяжелыми нарушениями речи
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации программы один год
Составитель: Новикова Елена Анатольевна,
воспитатель
г. Красноуфимск, 2022
Содержание
1
2
1Комплекс основных характеристик образования
3
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Учебный (тематический) план
1.3.
Содержание учебного (тематического) плана
1.4.
Планируемые результаты
2Комплекс организационно – педагогических условий
2.1.
Условия реализации программы
2.2.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
2.3.
Список литературы
3
5
5
8
8
8
13
14
2
1. Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты)
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Умные игрушки» для детей 6-7 лет с
тяжелыми нарушениями речи (далее - Программа) разработана с учетом интересов и потребностей воспитанников и их родителей
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждение "Детский сад комбинированного вида №14" (далее - МАДОУ
детский сад 14)
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программы: Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242;
- Приказом Министерства образования и науки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения
организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
- Приказом Министерства просвещения России от 09.11. 2018 г. № 196 (новая редакция Министерства просвещения России от
30.09.2020 г. № 533) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- «Методическими рекомендациями для субъектов РФ программ в сетевой форме (утв. Министерством просвещения России от
28.06.2019 г. № МР-81/02вн)»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО
Свердловской области «Дворец Молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
- Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №14»
(далее - МАДОУ детский сад 14).);
- Положением о дополнительных общеразвивающих программах МАДОУ детский сад 14.
Основной вид деятельности дошкольника - игра. Для детей с нарушениями речи игровая деятельность сохраняет свое значение и
роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения,
ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это влияет
на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Дети с тяжелыми нарушениями речи не только
играют, но и в игре раскрывают возможности для коррекции речевых нарушений.
3
Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение воспитанников группы компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель программы: формирование познавательных способностей детей с учетом особенностей их речевого развития посредством
современных игровых технологий.
Цель конкретизирована следующими задачами:
1. Образовательные:
- формировать способы познания окружающей действительности (наблюдение, обследование, сравнение, измерение, классификация,
обобщение);
- расширить представления детей об основных признаках объектов (цвет, форма, величина, материал, назначение, наличие (отсутствие)
углов и т.д.);
- познакомить со способами конструирования простейших объектов из геометрических фигур, бумаги, строительных материалов;
- расширить пространственные и временные представления детей об окружающей действительности;
2. Развивающие:
- формировать основы правильной речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, обучать
правилам диалога.
- развивать образное мышление и воображение;
- содействовать увеличению объема памяти и внимания.
3. Воспитательные:
- создавать положительную мотивацию к школьному обучению;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость.
Адресат программы
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) группы компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи.
Учѐт возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.
Возрастная характеристика контингента детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у
которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Общее недоразвитие речи
рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном
интеллекте. Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до
развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических
функций, психической активности.
4
В группе детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционное направление работы является приоритетным, так как направлено на
выравнивание речевого и психофизического развития детей.
Объѐм программы – 36 часов.
Срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня, согласно СП 2.4.3648-20. Продолжительность занятия – 2530 минут (при условии обязательного чередования видов деятельности). Число обучающихся, одновременно находящихся в группе
составляет 7 человек.
Форма обучения: очная.
Виды занятий. Основная форма образовательного процесса – учебное занятие. Также используются формы проведения занятий: беседа,
ситуация общения, игра, наблюдение, продуктивная деятельность.
Занятия включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
Уровневость программы: традиционная.
1.2. Учебный (тематический) план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Тема
Фиолетовый лес. Вводное занятие.
У Всюся.
Путешествие на корабле.
Радужные гномы.
Птичий двор.
В гостях у Ворона Метра.
Магазин.
Принцесса в башне.
Праздники.
День рождения Кохле.
Паучок Чок-чок.
Сказочные лабиринты игры.
ИТОГО
Общее
количество
учебных
часов
1
5
2
6
2
1
6
4
6
1
1
1
36 часов
В том числе:
теория
практика
0,3
2
0,5
2
0,5
0,3
2
1,5
2
0,3
0,3
0,3
12
0,7
3
1,5
4
1,5
0,7
4
2,5
4
0,7
0,7
0,7
24
1.3. Содержание учебного (тематического) плана
5
Формы
аттестации/контроля
Диагностирование
Контрольное задание
Игра-соревнование
Контрольное задание
Контрольное задание
Диагностирование
Контрольное задание
Контрольное задание
Игровые задания
Викторина
Диагностирование
Игровая программа
Содержание программы условно можно разделить на три этапа:
1.
Подготовительный – включает в себя диагностику знаний, обучение принципам работы с играми и пособиями, развитие мелкой
моторики рук, знакомство с материалом программы, формирование навыков работы в коллективе;
2.
Основной - включает в себя освоение детьми основного материала программы;
3.
Заключительный – включает в себя повторение пройденного, закрепление полученных навыков и умений, различные способы
проверки знаний воспитанников.
Тема 1. Фиолетовый лес. Вводное занятие.
Теория: Правила поведения на занятиях. Правила подготовки рабочего места. Правила уборки рабочего места.
Практика: Игры «Осенняя сказка», «Листочки», «Наведем порядок», «Помоги Гео найти…», «Определи дерево по признаку»,
«Листопад». Входная диагностика.
Тема 2. У Всюся.
Теория: Понятие «свойства предметов». Способы конструирования из геометрических фигур по образцу.
Практика: Игры «Поезд», «Загадки», «Найди лишнее», «Вершки-корешки», «Машина», «Загружаем вагоны», «Сосчитай фрукты»,
«Варим варенье», «Измени фигуру по признаку». Контрольное задание «Урожай на грядках».
Тема 3. Путешествие на корабле.
Теория: Понятия «закономерность», «чередование». Способы конструирования в технике оригами по схеме.
Практика: Игры «Помоги Мишику», «Знаете ли вы эти грибы?», «Кладовка», «Грибы», «Корзинка», «Ветер», «Четвертый лишний»,
«Корабль», «Снаряжаем второй корабль», «Корзинка», «Пять утят», «Листочки», «Гирлянда». Игра-соревнование «Корабль Капитана
Гуся».
Тема 4. Радужные гномы.
Теория: Понятие «мерка». Правила измерения длины предметов с помощью линейки.
Практика: Игры «Дни недели», «Домик», «Волшебные палочки», «Квадрат и ромб», «Кирпичики», «Клен», «Задачки с палочками от
гномов», «Угадай цифру», «Мерные веревочки», «Готовим домики к зиме», «Чей отрезок длиннее», «Линейка», «Задачки с палочками от
гномов» «Задачки от Магнолика», «Посчитаем пальцы», «Лягушонок», «Домик Лягушонка», «Подарок». Контрольное задание «Радуга».
Тема 5. Птичий двор.
Теория: Понятие «признак предмета». Способы конструирования из бумаги по словесной инструкции. Правила техники безопасности при
работе с ножницами. Правила безопасной работы с клеем.
Практика: Игры «Курочка», «Цыплѐнок и утенок», «Найди маму», «Утята и цыплята гуляют по двору», «Купание», «Головоломка»,
«Графическая загадка», «Сложи узор», «Льдинки», «Снегирь», «Какая птица лишняя?», «Задача в стихах», «Соедини точки».
Контрольное задание «Птицы».
Тема 6. В гостях у Ворона Метра.
Теория: Способы ориентировки на листе бумаги. Приѐмы определения направления движения.
6
Практика: Игры «Письмо от Ворона Метра», «Примеры», «Соедини точки», «Льдинки», «Вот так холод», «Расколдуй лошадку»,
«Зимняя сказка», «Снежинки», «Задачки с палочками от гномов», «Загадка озера Айс», «Угадай льдинку», «На что похоже?».
Диагностирование.
Тема 7. Магазин.
Теория: Способы измерения объѐма и веса предметов. Способы деления множества на отдельные части.
Практика: Игры «Магазин Мишика», «Взвешиваем фрукты», «Гири», «Первые покупатели», «Весы», «Конструируем весы», «Товары
для магазина», «Монеты», «Дорого-дешево», «Взвешиваем овощи», «Задачка от Мишика», «Продавец и кассир», «Цена и ценник», «Мой
зонтик», «Логические задачи», «Сравни по форме», «Коробка карандашей», «Сюрприз от гномов», «Времена года», «12 месяцев», «Год и
месяцы», «Головоломка», «Золушка», «Распорядок дня», «Камни для дорожки», «Выкройка», «Нарисуем пару», «Помоги принцу»,
«Коврики», «Соедини точки», «Лошадка и Ворон», «Льдинки», «Найди лишнее», «Мебельный магазин», «Загадки», «Покупки», «Сравни
по форме», «План квартиры», «Логическая задача», «Портрет». Контрольное задание «Наведи порядок».
Тема 8. Принцесса в башне.
Теория: Способы конструирования из строительного материала по схеме.
Практика: Игры «Таблица», «Примеры», «Соедини точки», «Башня», «Принцесса в башне», «Ключи», «Строим башню», «Порядок на
кухне», «Стаканы», «Посуда», «Тарелки к обеду», «Сравни по форме», «Сервировка стола», «Дорисуй картинку», «Новый дом»,
«Уютный дом», «Комнаты», «Схема дома», «Заполни таблицу». Контрольное задание «Строим дом».
Тема 9. Праздники.
Теория: Понятия «время», «временной отрезок». Способы определения времени по часам.
Практика: Игры «Военная подготовка», «Задачи с часами», «Примеры», «Соедини точки», «Графический диктант», «Танк», «Наведи
порядок», «Задачи с часами», «Букеты цветов», «Примеры», «Соедини точки», «Цветок», «Мастерская», «Сапог», «Мерки», «Сапожки»,
«Сказочная обувь», «Найди лишнее», «Наряжаемся с Долькой», «Ателье», «Платье», «Покупка платья», «Купи сумочку», «Задания
школы космонавтов», «Найди общее», «Ракета», «Найди одинаковые ракеты», «Дорожки», «Номер ракеты», «Обратный отсчет», «Карта
небесных тел», «Найди отличие». Игровые задания «Волшебный цветок».
Тема 10. День рождения Кохле.
Теория: Способы определения расположения предметов на плоскости.
Практика: Игры «Угощение», «Примеры», «Мельница», «Что можно сделать из муки?». Викторина «Подарок для Кохле».
Тема 11. Паучок Чок-Чок.
Теория: Способы определения места предмета на плоскости по двум координатам.
Практика: Игры «Паучок на паутине», «Бабочка», «Пчелка Жужа», «Дорожки», «Найди путь», «Новые паутинки», «На что похоже?»,
«Письмо», «Мухи», «Логический квадрат», «Выкладываем траекторию». Итоговая диагностика
Тема 12. Сказочные лабиринты игры.
Теория: Правила поведения во время совместной игры.
Практика: Игры «Корабли», «Тюльпаны», «Гусеницы» «Четвертый лишний», «Логический квадрат», «Логические цепочки». Игровая
программа «Путешествие в Фиолетовый лес».
7
1.4.Планируемые результаты
Предметные результаты:
В результате освоения программы ребенок:
- способен называть несколько свойств объекта;
- имеет представление о различных величинах объекта, о мерах и мерках этих величин;
- может использовать для измерения длины условную мерку и линейку;
- имеет представление о геометрических фигурах, их отличительных признаках, способен находить фигуру по описанию;
- конструирует по образцу, схеме, используя различные материалы;
- ориентируется на листе бумаги; определяет направление движения объекта;
- имеет представление о времени, о часах; определяет время с точностью до получаса.
Метапредметные результаты:
В результате освоения программы ребенок:
- умеет определять предметы по указанным свойствам, аргументирует свои высказывания;
- определяет закономерность, продолжает ее в соответствии с определенным чередованием;
- следует словесной инструкции, образцу, схеме.
Личностные результаты:
В результате освоения программы ребенок:
- демонстрирует высокую познавательную активность;
- следует определенным правилам;
- демонстрирует положительный настрой к обучению в школе.
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации данной программы в образовательном учреждении должны быть созданы следующие условия:
наличие группового помещения, оснащенного белой магнитной доской, компьютером;
создание полноценного игрового пространства (развивающая среда «Фиолетовый лес». Пособия и игры для индивидуальной
и фронтальной работы);
Перечень оборудования и технических средств
8
Доска магнитная настенная белая – 1 шт.
Мольберт - 1 шт.
Стул взрослый – 1 шт.
Стол детский – 5 шт.
Стулья детские – 5 шт.
Шкаф для пособий и игрушек – 1 шт.
Бактерицидный облучатель - 2 шт.
Информационное обеспечение программы
Использование аудио- и видеороликов, презентаций в соответствии с учебным (тематическим) планом.
Кадровое обеспечение программы
Реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умелые ручки» осуществляет педагоги,
имеющие высшее или среднее профессиональное образование "Образование и педагогические науки" или иного направления подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительной
общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности.
Одним из условий для реализации данной программы в образовательном учреждении является компетентность педагога в вопросах
компьютерных технологий, развивающего обучения.
Методические материалы
Отличительная особенность программы
В основе Программы лежит игровая технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и дополнительная
общеразвивающая программа Э.Н. Панфиловой «Развивалка.ру», предполагающая активное задействование в образовательном процессе
развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес», сказочных персонажей, развивающих игр.
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Игровая
технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» – это современная технология, целью которой является построение
педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре. Взаимодействие взрослого и ребенка
на основе сказочного сюжета – один из эффективных путей активизации познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Развивающие игры В.В. Воскобовича в качестве образовательных средств отвечают современным тенденциям дошкольного образования.
Практическая значимость технологии «Сказочные лабиринты игры» для использования в детском саду в группе компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи заключается в наличии потенциала проведения коррекционной работы с детьми
с разными образовательными возможностями и потребностями.
Также используются развивающие пособия Б.П. и Л.А. Никитиных, З. Дьенеша, Д. Кюизинера и др. Основой комплекснотематического планирования является тематический подход: занятия проводятся с учетом основных тематических разделов
образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7
лет Н.В. Нищевой.
9
Основные принципы программы:
В образовательном процессе используются принципы обучения:
Принцип систематичности и последовательности (предполагает
планирование
изучаемого познавательного материала
последовательно (от простого к сложному), знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал,).
Принцип наглядности (предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности:
иллюстрации, образцы, схемы.).
Принцип доступности (познание происходит от легкого к трудному, от простого к сложному).
Принцип личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей).
Методы обучения:
Для достижения поставленных целей и реализации задач используются следующие методы обучения:
•
Словесные: изложение материала, беседы, диалог, инструкции, анализ выполненных работ.
•
Наглядные: компьютерные разработки, рисунки, фото, иллюстрации, таблицы, схемы.
•
Практические: упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы воспитанников, выполнение работ на
заданную тему, по инструкции и т.д.
•
Объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребѐнка.
•
Репродуктивные: воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
•
Игровые: дидактические игры, на развитие внимания, памяти, мышления, игры-конкурсы.
•
Поисковый (моделирование, опыты, эксперименты)
Формы занятий:
Занятия по программе проходят в виде организованной образовательной деятельности и состоят из теоретической и практической
работы. Теоретическая часть осуществляется через: ознакомление детей с разделами математической действительности: количество,
форма,
величина, ориентация в пространстве, ориентация во времени . Практическая часть: измерение и сравнение предметов,
геометрических фигур; количественный и порядковый счет в пределах десяти; решение простых математических задач и их графическая
интерпретация; нахождение математических закономерностей.
Материал не дается в готовом виде, а постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных
признаков. Занятия строятся в игровой форме, дети ведут настоящий творческий поиск, помогают сказочным персонажам, сами создают
весѐлые игровые ситуации.
Каждое занятие имеет свой сказочный сюжет в рамках развивающего пространства «Фиолетовый лес», что позволяет решать
разнообразные воспитательные задачи. Познавательные и развивающие задачи могут варьироваться в зависимости от уровня освоения
материала на предыдущих этапах.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (дети учатся совместно планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий
результат).
Формы занятий подвижны, разнообразны и меняются в зависимости от поставленных задач.
10
Современный детский сад предполагает наличие предметно-развивающей среды, способствующей полноценному раскрытию
интеллектуально-творческого потенциала дошкольников. Развивающие игры, используемые в качестве образовательных средств в рамках
данной программы, отвечают современным тенденциям дошкольного образования. Реализация Программы предусматривает
приобретение опыта в игровой деятельности детей и обеспечивает системный подход в процессе коррекции речевых нарушений.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Наименование оборудования
Технология развивающих игр «Сказочные лабиринты игры»
Развивающая среда «Фиолетовый лес»
Игровой комплект «Коврограф Ларчик»
Пособие «Набор цифр и знаков Ларчик»
Пособие «Игровизор»
Игра «Математические корзинки 10»
Игра «Математические корзинки 20»
Игра «Кораблик «Плюх-Плюх»
Игра «Кораблик «Брызг-Брызг» (фетр)
Игра «Квадрат Воскобовича двухцветный»
Игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный»
Игра «Чудо-Крестики 1»
Игра «ЧудоСоты 1»
Игра «Фонарики»
Игра «Логоформочки 5»
Персонаж «Ворон Метр»
Персонаж «Гусь Капитан»
Персонаж «Долька»
Персонаж «Китенок Тимошка»
Персонаж «Лопушок»
Персонаж «Магнолик»
Персонаж «Малыш Гео»
Персонаж «Медвежонок Мишик»
Персонаж «Незримка Всюсь»
Персонаж «Паучок»
Персонаж «Пчелка Жужа»
11
Количество
1
1
1
1
1
1
1
1
5
5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
27
28
Комплект «Гусь и лягушки»
Комплект «Радужные гномы» (7 цветов)
Комплект «Гномы» (3 цвета)
1
1
1
Развивающие игры Б.П. и Л.А. Никитиных
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
Игра «Сложи узор»
Игра «Сложи квадрат»
1
1
Развивающие игры других авторов
Учебно-игровое пособие «Логические Блоки Дьенеша»
Пособие «Цветные Счетные Палочки Кюизинера»
Другое оборудование
Игра «Геовизор» (бумага, ламинированный)
Пособие «Игровизор» (бумага, ламинированный)
Игра «Кораблик «Брызг-Брызг» (бумага, ламинированный)
Игра «Прозрачный квадрат» (бумага, ламинированный)
Комплект «Цифры от 0 до 9»
Комплект «Математические знаки»
Комплект «Домики»
Комплект «Счетные палочки»
Счетный материал «Шарики»
Набор «Карточки с кружками от 1 до 9»
Набор «Геометрические фигуры»
Набор «Геометрические тела»
Тканевый мешок
Комплект демонстрационного материала по лексическим темам
Комплект канцелярских принадлежностей
Дидактический материал
Дидактический материал «Схемы сложения» к развивающей игре «Квадрат Воскобовича двухцветный»
Дидактический материал «Квадратные забавы» к развивающей игре «Квадрат Воскобовича
четырехцветный»
Дидактический материал к игре «Логоформочки 5»
12
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
1
1
1
5
5
5
1
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Дидактический материал к игре «Математические корзинки 5 и 10»
Дидактический материал к игре «Чудо-Крестики»
Дидактический материал к игре «Чудо-Соты»
Дидактический материал к игре «Фонарики»
Дидактический материал к учебно-игровому пособию «Логические Блоки Дьенеша»
Демонстрационный материал к пособиям «Логические Блоки Дьенеша» и «Цветные Счетные Палочки
Кюизинера»
Комплект дидактического материала «Развивающие игры и занятия с Палочками Кюизинера»
Комплект дидактического материала «Страна Блоков и Палочек»
Дидактический материал к игре «Сложи квадрат»
Альбом игрового материала к игре Б.П. и Л.А. Никитиных «Сложи узор»
Альбом игрового материала к учебно-игровому пособию «Логические Блоки Дьенеша»
Альбом игрового материала к пособиям «Логические Блоки Дьенеша» и «Цветные Счетные Палочки
Кюизинера»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Инструкции
Правила поведения на занятиях.
Правила подготовки рабочего места.
Правила уборки рабочего места.
Правила техники безопасности при работе с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
Правила поведения во время совместной игры.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Мониторинг уровня знаний воспитанников в аспекте формирования элементарных математических представлений осуществляется два
раза в год (в конце и начале учебного года). В январе проводится промежуточный мониторинг с целью коррекции и индивидуализации
образовательного процесса.
Основная задача мониторинга – определение качества реализации Программы и влияние дополнительной образовательной программы на
динамику познавательного развития ребенка. Проведение мониторинга позволяет выявить индивидуальные особенности развития
ребѐнка, разработать индивидуальный маршрут образовательной деятельности для максимального раскрытия потенциала каждого
13
воспитанника. Для оценки используются диагностические материалы Н.В. Верещагиной «Диагностика педагогического процесса в
дошкольной образовательной организации».
Результаты фиксируются в сводной групповой таблице.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся:
Входной контроль – диагностирование – проводится с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и
способностей.
Текущий контроль: контрольное задание, игра-соревнование.
Промежуточная аттестация проводится по итогам 1 полугодия и по окончании учебного года обучения. Формы промежуточной
аттестации обучающихся – игровые задания.
Итоговый контроль: викторина, игровая программа.
Оценочный материал – сводная групповая таблица.
2.3. Список литературы
1. Верещагина Н.В. Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации. Подготовительная к школе
группа. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
2. Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое
пособие / В.В. Воскобович, Н.А. Мѐдова, Е.Д. Файзуллаева и др.; под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – Санкт-Петербург:
ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2018.
3. Макушкина С.В. Умные игры в добрых сказках: парциальная программа / под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – СанктПетербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2019.
4. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СанктПетербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
5. Нищева Н.В., Гавришева Л.Б., Кириллова Ю.А. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной
деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 лет и с 6 до 7
лет). – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
6. Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР с 6 до 7 лет. Методическое пособие. – СанктПетербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
7. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями
речи с 3 до 7 лет. Методическое пособие. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
8. Панфилова Э.Н. Развивалка.ру: дополнительная общеразвивающая программа / под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – СанктПетербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017.
14
9. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
10. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». Методическое пособие / под ред. В.В. Воскобовича, Л.С.
Вакуленко, О.М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017.
Нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242;
- «Методические рекомендации для субъектов РФ (утв. Министерством просвещения России от 28.06.2019 г. № МР-81/02вн)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО
Свердловской области «Дворец Молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д).
15