Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная кисточка» для детей с задержкой психического развития (5-7 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности «Волшебная кисточка»
для детей с задержкой психического развития
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: один год

Составитель: Бердникова Алия Инсафовна,
воспитатель

г. Красноуфимск, 2022 г.

Содержание

1

2

1Комплекс основных характеристик образования

3

1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Учебный тематический план
1.3.
Содержание программы
1.4.
Планируемые результаты
2Комплекс организационно – педагогических условий, включая формы аттестации
2.1.
Условия реализации программы
2.2.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
2.3.
Список литературы

3
5
6
7

2

9
10
11

Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности«Волшебная кисточка» для детей 5-7 лет с задержкой
психического развития (далее -Программа) разработана с учетом интересов и потребностей воспитанников и их родителей Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждение "Детский сад комбинированного вида №14" (далее - МАДОУ детский сад 14)
Направленность программы: художественное развитие
Актуальность программы:
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы) Министерство образования и науки России от 18.11.2015г.09-3242;
- Приказом Министерства образования и науки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2019г. № МР-81/02 вн «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от
30.09.2020г. №533) «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО
Свердловской области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
- Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 14» (далее
- МАДОУ детский сад 14).);
- Положением о дополнительных общеразвивающих программах МАДОУ детский сад 14.
Основная задача образовательной области «Художественное развитие» - формирование у детей эстетического отношения к миру,
накопление эстетических представлений и образов, развитие художественных способностей, освоение различных видов художественной
деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у
детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувство цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Учѐными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы.
Это означает, что развитие рук находится в тесной взаимосвязи с развитием речи, мышления, координации дошкольника. В процессе рисования
дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные
цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа
воображения. В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с задержкой психического развития важная роль
принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию. Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу
непринуждѐнности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к

3

деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и
защищает детей, работа каждого ребѐнка индивидуальна и неповторима.
Программа разработана в соответствии с социальным заказом и реализуется в Муниципальном автономном дошкольном образовательного
учреждении «Детский сад комбинированного вида № 14»
Цель программы: формирование первоначальных художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития средствами нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательные:
- Приобретение определенных знаний и навыков работы с нетрадиционными техниками рисования;
- Умение экспериментировать через применение нетрадиционных техник рисования;
Развивающие:
­ Развитие мотивации к нетрадицинных техник рисования, потребности в саморазвитии;
­ развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию, чувство композиции на основе сенсорных эталонов;
­ развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
­ формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
­ воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
­ воспитывать положительное отношение ребѐнка к сотрудничеству со взрослыми, детьми к собственной деятельности, еѐ результату.
Адресат программы
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) группы компенсирующей направленности для детей с задержкой
психического развития. Это возраст наиболее активного рисования. Совершенствуется восприятие цвета, формы и величины, строения предметов;
систематизируются представления детей. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Формируются
художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети старшего возраста с ЗПР, это дети с нереализованными возрастными возможностями. Все основные психические новообразования возраста у
них формируются с запозданием и имеют качественное своеобразие. Выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики
(главным образом страдает техника движений и двигательные качества), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки
самообслуживания, технические навыки в изодеятельности. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и
моторного развития ниже, затруднено формирование графомоторных навыков. Для таких детей характерна рассеянность внимания, повышенная
отвлекаемость, импульсивность действий, инертность, несформированность способности к произвольной регуляции деятельности и поведения.
Зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна
точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
Объём программы – 36 часов.
Срок реализации программы – 1 год.

4

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня, согласно СанПиН 2.4.3648–20«Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи». Продолжительность занятия – 25-30 минут (при
условии обязательного чередования видов деятельности). Число обучающихся, одновременно находящихся в группе составляет 7 человек.
Форма обучения: очная.
Виды занятий. Основной вид занятий – учебное занятие. Кроме этого, используются и другие виды: беседы, импровизации, игры, выставки
творческих работ, экскурсии.

1.2 Учебно-тематический план
№

Название темы

Общее количество
учебных часов

Теория

Практика

Формы промежуточной
аттестации

Аквагрим. Вводное занятие

1

0,3

0,7

Рисование ватными палочками
Рисование вилкой
Рисование крупами и заваркой
Рисование
ладошками
и
пальцами
6 Рисование мятой бумагой
7 Рисование на снегу
8 Рисование пластилином
9 Рисование по замыслу
10 Рисование солью
11 Рисование
с
помощью
сенсорных пакетов
12 Рисование
с
помощью
штампов.
ИТОГО

4
3
3
5

1
1
1
2

3
2
2
3

Входная
(собеседование)
Выставка
Анализ работ
Выставка.
Выставка

3
1
2
2
4
2

1
0,3
0,5
0,5
1
0,5

2
0,7
1,5
1,5
3
1,5

Презентация работ
Фотовыставка
Анализ работ
Анализ работ
Выставка
Фотовыставка

6

2

4

Итоговая диагностика.

36

8,8

27,2

1
2
3
4
5

5

диагностика

1.3 Содержание программы
I«Аквагрим. Введение в программу. ( 1ч.)
Теория: Понятия «нетрадиционные техники рисования». Основные приѐмы техники «аквагрим». Понятие кисти, правила захвата кисточки и
работе с красками. Приемы определения замысла. Инструктаж по технике безопасности с красками.
Практика: Выполнение работы в технике аквагрим по собственному замыслу, с использованием шаблонов. Входная диагностика в форме
собеседования.
II «Рисование ватными палочками» (4 часа)
Теория: Основные приѐмы техники рисования ватными палочками. Приѐмы анализа натуры, выделение признаков, особенностей; сравнение
изображения с натурой, геометрическими фигурами. Инструктаж по технике безопасности со столовыми приборами, при работе с красками.
Практика: Выполнение коллективной работы «Подсолнухи», работа по собственному замыслу «Мебель», работы по шаблону «Нарядное
платье», «Осеннее дерево». Выставка «Осенняя карусель».
III «Рисование вилкой» (3 часа)
Теория: Основные приѐмы техники рисования вилкой. Приѐмы анализа образа животных: фактура, окрас, характер, особенности, характер
поведения. Инструктаж по технике безопасности со столовым приборами.
Практика: Выполнение композиции «Лев», «Ёж и ежонок», «Страус».
IV Рисование крупами и заваркой. (3 часа)
Теория: Основные приѐмы техники рисования крупой. Приѐмы определения замысла. Понятия съедобное /несъедобное. Обобщение предметов
посуды. Приѐмы анализа образа животных/птиц: фактура, окрас, характер, особенности, характер поведения. Инструктаж по технике
безопасности с сыпучими веществами(крупы, чайная заварка), жидкими веществами (клеем).
Практика: Выполнение композиции «Машина еда», «Белый медведь и северное сияние», «Ворона». Выставка работ «Насыпаем-превращаем»
V. Рисование ладошками и пальцами. (6 часов)
Теория: основные приѐмы техники рисования ладошками и пальчиками. Понятие времени года-зима: особенности, признаки. Понятие зимние
забавы, зимние праздники, атрибуты, особенности оформления. Понятие «зимующие птицы». Правила поведения во время работы с красками
Практика: Рисование ладошками композиции «Метель», «Нарядная ѐлочка», работа по щаблону «Сани», коллективная работа «А ну-ка, попади»,
коллективная работа «Снегири». Выставка «Зимушка-зима».
VI. Рисование мятой бумагой. (3 часа)
Теория: Основные приѐмы техники рисования мятой бумагой. Инструктаж по технике безопасности при работе с красками. Понятие«животные в
зимнем лесу».
Практика: Выполнение работы по образцу «Зимний лес», «Заяц в белой шубке», «Зимние узоры». Презентация работ «Зимнее – мятое».
VII. Рисование на снегу.
Теория: Основные приѐмы техники рисования на снегу. Ориентирование в пространстве: правая, левая сторона, верх, низ, правый/левый,
верхний/нижний угол. Правила работы с пульверизатором. Инструктаж по технике безопасности при распылении краски. Цвет, форма ѐлочки,
сопоставление с геометрической фигурой: треугольник.
Практика: выполнение рисунка «Ёлочка на снегу» с помощью пульверизатора. Фотовыставка «Самая нарядная»
VIIIРаздел Рисование пластилином. (2 часа)

6

Теория: основные приѐмы техники рисования пластилином. Понятие «домашний питомец». Приѐмы анализа образа домашних животных:
фактура, окрас, характер, особенности, характер поведения. Техника безопасности при работе с пластилином.
Практика: выполнение работы «Котѐнок», «Щенок» с помощью шаблонов.
IX. Рисование по замыслу ( 2 часа)
Теория: Основные приѐмы техник рисования ватными палочками/ладошками/пластилином. Приѐмы анализа образа насекомых: форма, окрас,
характер, особенности. Геометрические фигуры: круг, овал, прямоугольник, квадрат.Техника безопасности с красками/пластилином. Понятие
«экспериментирование».
Практика: Выполнение работы «Насекомые»в свободной технике рисования.
X. Рисование солью. (4 часа)
Теория: Основные приѐмы техники рисования солью. Инструктаж по технике безопасности с сыпучими веществами (соль) и жидкими
веществами (клей). Понятие времени года-весна: особенности, признаки, весенние праздники, весенние цветы (первоцветы). Строение цветка:
корень, стебель, цветок, лист. Геометрические фигуры: круг, шар, овал. Приемы работы с трафаретом.
Практика: выполнение рисунка«Подснежник», аппликация «Наступила весна», рисунок «Цветы для мамы», «Земля-луна».
Форма ПА - Выставка «Весенние мотивы»
XI. Рисование с помощью сенсорных пакетов (2 часа)
Теория: основные приѐмы техники рисования с помощью сенсорных пакетов. Понятие «зип-пакет с застѐжкой». Инструктаж по технике
безопасности с красками, спиртовыми веществами (пена для бритья). Основные характеристики тактильного ощущения: легкость, невесомость.
Ассоциация.
Практика: выполнение работы «Морское дно», «Салют»с использованием сенсорного пакета с зип-застѐжкой и добавленияпены, краски.
Фотовыставка «Фантазия».
XII. Рисование с помощью штампов (6 часов)
Теория: Основные приѐмы рисования с помощью штампов. Приѐмы анализа образа животных: фактура, окрас, характер, особенности, характер
поведения. Понятие «величина».Обобщѐнные понятия: обувь, фрукты, насекомые, разновидности. Техника безопасности при работе со штампом
и красками.
Практика: Выполнение рисунка «Бабочка» по образцу с помощью поролона; «Клумбы для цветов» с помощью штампов из туалетных
рулончиков по образцу; рисунка по образцу «Радуга на клумбах» с использованием штампа из паролоновой губки; «Узоры на сапожках», с
использованием штампа-крышки. Коллективные работы: «Фруктовая композиция» с использованием засушенных долек яблок и апельсинов,
«Насекомые» с использованием штампа – формочки для выпекания. Итоговая диагностика в виде анализа работ.
.
1.4 Планируемые результаты.
Реализация дополнительной образовательной программы «Волшебная кисточка» предполагает следующие ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
Обучающийся имеет представления обосновных способах рисования с использованием нетрадиционных техник (рисование мятой бумагой,
ватными палочками, крупами и заваркой, пластилином, рисование с помощью сенсорных пакетов, рисование на снегу и др.);

7

Знает: основные цвета и их оттенки, правила захвата кисти, правила работы с рисовальными средствами в нетрадиционных техниках рисования.
Умеет: следовать устным инструкциям, следовать показу, воспроизводить определѐнные действия (подражать), ориентироваться на листе
бумаги, определять направление движения объекта.
Владеет понятием «экспериментирование», «свободная техника», «ассоциация».
Метапредметные результаты:
У обучающихся сформированы первоначальные навыки:
­ самостоятельной деятельности, выбора средств для реализации художественного замысла;
­ оценки и самооценки результатов художественно-творческой деятельности;
­ восприятия проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, животные, природа, люди),
­ мотивации к экспериментированию через применение нетрадиционных техник рисования.
Имеется положительная динамика развития мелкой моторики рук.
Личностные результаты:
У обучающихся сформированы первоначальные навыки проявления чувства эстетического отношения к окружающей действительности,
положительного отношения к сотрудничеству со взрослыми, детьми к собственной деятельности, еѐ результату.

8

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Условия реализации программы
Для реализации данной программы в образовательном учреждении должны быть созданы следующие условия:
- наличие группового помещения, оснащенного белой магнитной доской, компьютером;
- создание полноценного рабочего пространства (рабочие столы, стулья);
- материалы и инструменты, необходимые для работы:

Перечень оборудования и материалов
№
п\п
1

Наименование

Количество
10

2
3
4

Акварель
Восковые мелки
Краски для аквагрима

10
10
10

5
6

Карандаши
Кисть щетина

10
10

7
8
9

Кисть пони
Бумага различной плотности и цвета
Пульверизатор

10
11
12

Гуашь

13
14
15

10
по количеству детей
10
Пакет с зип-застежкой
по количеству детей
Пластилин
10
Трубочки, пробки, поролоновые губки, сухие листья, трафареты, ватные по количеству детей
палочки, печатки из овощей, свечи, туалетные рулончики, соль, крупы,
заварка, бутылки, пена для бритья, камешки.
Ватные палочки
по количеству детей
Пластиковые вилки
по количеству детей
Клей ПВА
10
Информационное обеспечение
Использование аудио- и видеороликов, презентаций в соответствии с учебным (тематическим) планом

9

Кадровое обеспечение
Реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная кисточка» могут осуществлять педагоги,
имеющим среднее профессиональное или высшее профессиональное образование "Образование и педагогические науки" или иного направления
подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительной
общеразвивающей программе художественной направленности и прошедшие курсы повышения квалификации по направлению «Дополнительное
образование».
Методические материалы
В ходе работы педагог использует элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие технологии (гимнастика для глаз, дыхательная
гимнастика, самомассаж, пальчиковая гимнастики, релаксация и др.), технологию организации самостоятельной деятельности воспитанников
(создание ситуации для самостоятельного решение, предоставление права выбора любой техники при выполнении работы), игровые технологии
(динамические паузы, подвижные игры, психогимнастика и т.д.), технологии проблемного обучения (извлечение информации, способность
оценивать и делать выводы, умение решать проблемную ситуацию. При организации образовательного процесса педагог пользуется следующими
приѐмами обучения: создание игровой ситуации; показ; использование движения руки; сравнение двух техник; проговаривание
последовательность работы: проведение педагогической диагностик. При объяснении материала применяются наглядные пособия (плакаты,
картотеки, «живой» пример) по каждой теме, большого количества раздаточного материала: шаблоны, изображения, картинки.
Занятия по программе проходят в виде организованной образовательной деятельности и состоят из теоретической и практической работы.
Теоретическая часть осуществляется через: ознакомление детей с тематическими разделами окружающей среды, одежды, природы, животных,
растений и др. Практическая часть: рисование с помощью штампов, ватных палочек, мятой бумаги, с помощью ладошек и др. Занятия строятся в
игровой форме, дети ведут настоящий творческий поиск, помогают сказочным персонажам, сами создают весѐлые игровые ситуации.
Инструкции:
­

Правила безопасной работы с режущими инструментами (ножницами, резаком).

­

Правила безопасной работы с жидкими веществами (лаками, красками, клеем).

­

Правила пользования рисовальными принадлежностямии соблюдения гигиенических норм.

2.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Результаты усвоения программы отслеживаются на каждом этапе обучения путѐм диагностирования. Предусматривается проведение
стартового и итогового мониторинга развития художественно- творческих способностей детей. Диагностика воспитанников проводится 3 раза в
год.

10

Входной контроль проводится в форме собеседования с целью выявления образовательного уровня воспитанников, их интересов и
способностей. Проводится на первом занятии данной программы.
Текущий контроль:
- контроль за выполнением заданий;
- контроль за соблюдением требований педагога;
- анализ и обсуждение с детьми выполненных заданий (по окончании работы);
Проводится после прохождения каждой темы учебного плана программы.
Промежуточная аттестация проводится по итогам 1 полугодия и по окончании учебного года обучения. Проводится в форме – презентации
детских работ, выставки,
Итоговый контроль - проводится в конце учебного года. Формы контроля: итоговая диагностика в виде анализа работ. диагностических
материалов.
Для выявления уровня развития художественно-творческого развития используется диагностика уровня художественно-творческого развития
детей дошкольного возраста по авторской методике Н.В.Шайдуровой
Уровень художественно-творческого развития оценивается по следующим критериям:
- владение специальными художественно-изобразительными знаниями, умениями, навыками;
- развитие способности художественно-образного восприятия окружающего мира и произведений искусства;
- художественно-творческая активность ребенка в изобразительной деятельности.

2.3.

Список литературы

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова.-М.: Скрипторий, 2007.-80с.
2. Екжанова ЕА. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР /Е.А. Екжанова // Дефектология.- 2003.-№6.с.51-54
3. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании Свердловской области»
4. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова.- М.: ВЛАДОС, 2006.-255с.
5. Киселева Т.И. Использование современных коррекционно-образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ / Т.И. Киселева //
Коррекционная работа в ДОУ.-2017.- №4.- с.2-4
6. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой
психического развития / Е.Н. Лебедева.- М.: Классике Стиль, 2004. - 72 с.
7. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. / Е.А. Медведева. - М.: Академия, 2001.-246с.
8. Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы. - М.: Просвещение, 2014.- 79 с.
9. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова.-М.: Сфера,2002 г.- 510с.
10. Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду / О.Е. Потапова.- М.: ТЦ Сфера, 2015.-128с.
11. Проценко В.Б. Изотерапия- средство коррекции эмоционально-волевой сферы личности ребенка с особыми потребностями / В.Б. Проценко //
Коррекционная работа в ДОУ.-2017.-№7.-с.18-21

11

12. Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.- Екатеринбург: Ажур, 2015.-59 с.
13. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт.-сост. О.В. Толстикова, О.В.
Савельева, Т.В. Иванова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО»,2014.- 200 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- Екатеринбург: Ажур, 2014.- 24 с.
15. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.-М., 2013
16. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста / Н.В. Шайдурова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.-160с.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».