Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности «Чудесный мир рисования»
для детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость)
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: один год
Составитель: Юдина Татьяна Сергеевна, учитель-дефектолог
Ярмеева Ирина Сергеевна, воспитатель
г. Красноуфимск, 2022 г.
Содержание
1
2
1Комплекс основных характеристик образования
3
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Учебный тематический план
1.3.
Содержание программы
1.4.
Планируемые результаты
2Комплекс организационно – педагогических условий, включая формы аттестации
2.1.
Условия реализации программы
2.2.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
2.3.
Список литературы
3
7
8
10
11
11
13
14
2
Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Чудесный мир рисования» для детей 5-7 лет с
интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) (далее - Программа) разработана с учетом интересов и потребностей
воспитанников и их родителей Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждение "Детский сад
комбинированного вида №14" (далее - МАДОУ детский сад 14)
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основныхгарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции
2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Приказом Министерства образования и науки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении порядка применения
организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФот 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитанияи обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи» (далее – СанПиН);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России
от 30.09.2020г. №533) «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09«О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об
утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
3
-«Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО
Свердловской области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
- Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №
14» (далее - МАДОУ детский сад 14).);
- Положением о дополнительных общеразвивающих программах МАДОУ детский сад 14.
Направленность программы: художественное развитие.
Актуальность программы: Для детей с нарушениями интеллекта занятия изобразительной деятельностью имеют важное
коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную
сферы, способствуют формированию личности ребенка, его внутреннего мира.
Непринужденный характер занятий, внимательное отношение к каждому ребенку, отсутствие какого либо давления способствуют
созданию благоприятной атмосферы доверия и творчества. Погружаясь в волшебный мир искусства, дети, шаг за шагом преодолевая свои
ограниченные возможности, обретают способ познания и отражения красоты окружающего мира через искусство и творчество. Такие
занятия являются важным средством социализации детей с ОВЗ.
Новизна программы заключается в том, что в процессе занятий средствами художественной деятельности (рисованием и ДПИ)
происходит арт-терапевтическое воздействие, адаптация обучающихся с ограниченными возможностями детей. Имея нарушенную
способность к вербальной коммуникации (например, в силу речевых нарушений, аутизма или малоконтактности), дети с ограниченными
возможностями нередко способны выражать свои переживания в изобразительной форме. Даже если некоторые из них и не способны
создавать художественные образы, простая манипуляция и игра с материалами оказывается очень важной для их активизации, тренировки
сенсомоторных навыков, мышления, памяти и других функций. Освоение художественного материала, отработка характерных движений
и приемов в области художественного творчества (рисование, аппликация, лепка, конструирование) имеет первостепенное значение для
обретения внутренней свободы и уверенности в себе.
Педагогическая целесообразность программы. На современном этапе развития общества программа отвечает запросу
обучающихся и их родителей.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей, уровня обучающихся, отражает основные дидактические принципы. Формы,
методы и приемы, используемые в ходе реализации данной программы, подобраны в соответствии с еѐ целью, задачами и способствуют
эффективной организации образовательного процесса.
Содержание программы нацелено на активизацию познавательной творческой деятельности каждого обучающегося. Большое внимание
уделяется развитию и повышению мотивации обучающихся, приобретению элементарных практических умений и навыков в области
художественного творчества. Занятия благоприятно действуют на психику ребенка, способствуют снятию напряжения, утомления,
регуляции поведенческих реакций, улучшению процессов познания окружающего мира. Программа способствует формированию
нравственных качеств личности.
Основные принципы обучения и воспитания:
1. Общедидактические принципы:
- наглядность,
- системность и последовательность,
- сознательность и активность,
4
- связь теории с практикой,
- научность,
- доступность.
2. Принципы воспитания:
Принципы воспитания отражают основные требования к организации воспитательной деятельности в процессе обучения,
указывают еѐ направление, помогают творчески подойти к построению процесса воспитания.
Реализуются принципы воспитания:
- принцип гуманистической направленности воспитания
- принцип природосообразности,
- принцип культуросообразности,
- принцип эффективности социального взаимодействия,
- принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции
Основная задача образовательной области «Художественное развитие» - формирование у детей эстетического отношения к миру,
накопление эстетических представлений и образов, развитие художественных способностей, освоение различных видов художественной
деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует
развитие у детей с нарушениями интеллекта сенсорных способностей, чувство цвета, композиции; умения выражать в художественных
образах свои творческие способности.
Программа разработана в соответствии с социальным заказом и реализуется в Муниципальном автономном дошкольном образовательном
учреждении «Детский сад комбинированного вида № 14»
Цель программы: формирование первоначальных художественно-творческих способностей, способствовать интеллектуальному и
эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость)
средствами нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательные:
- формировать основные навыки работы с нетрадиционными техниками рисования;
- мотивировать к экспериментированию через применение нетрадиционных техник рисования;
Развивающие:
способствовать развитию фантазии, внимания, творческого воображения;
развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию, чувство композиции на основе сенсорных эталонов;
развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные: формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
воспитывать положительное отношение ребѐнка к сотрудничеству со взрослыми, детьми к собственной деятельности, еѐ
результату.
Адресат программы
5
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) группы компенсирующей направленности для детей с
интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость). Характерной особенностью детей в тот в этом возрасте является
эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. В этот возрастной период у ребенка активно
развиваются социальные эмоции, такие как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к
сопереживанию, стремление к успеху и признанию сверстниками. Самооценка дошкольника зависит от мнения взрослых, от оценки
педагогов.
Дети этого возраста любят рисовать, создавать что-то своими руками, но для детей с ОВЗ этот процесс сопряжен со многими
трудностями. У детей с умственной отсталостью нарушены все виды восприятия. Им трудно концентрировать свое внимание,
устанавливать причинно-следственные связи. Они испытывают затруднения в речи, в координации движений, их словарный запас очень
ограничен, коммуникативные качества слабо развиты. Только постоянная коррекционная работа, внимательное и бережное отношение к
каждому ребенку, помогает таким детям преодолевать трудности на пути их развития.
Объём программы – 36 часов.
Срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня, согласно СанПиН 2.4.3648–20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи». Продолжительность
занятия – 25-30 минут (при условии обязательного чередования видов деятельности). Число обучающихся, одновременно находящихся в
группе составляет 6 человек.
Форма обучения: очная.
Виды занятий. Основной вид занятий – учебное занятие. Кроме этого, используются и другие виды: беседы, импровизации, игры,
выставки творческих работ, экскурсии.
6
Учебно-тематический план
1.2.
№
Название темы
Общее количество
учебных часов
Теория
Практика
Формы промежуточной
аттестации
Аквагрим. Вводное занятие
1
0,3
0,7
Рисование ватными палочками
«Волшебная точка»
3 Рисование вилкой «Сказочный
мир иллюстраций»
4 Рисование крупами «Чудесная
крупинка»
5 Рисование
ладошками
и
пальцами
«Удивительная
ладонь»
6 Рисование мятой бумагой
«Морозные узоры»
7 Рисование на снегу «Весѐлые
снежинки»
8 Рисование
пластилином
«Пластилинография»
9 Рисование
по
замыслу
«Игровые пальчики»
10 Рисование солью «Цветущая
весна»
11 Рисование
с
помощью
сенсорных
пакетов
«Волшебный мир»
12 Рисование
с
помощью
штампов. «Цветные узоры»
ИТОГО
4
1
3
Входная
(собеседование)
Выставка
3
1
2
Анализ работ
3
1
2
Выставка.
5
2
3
Выставка
3
1
2
Презентация работ
1
0,3
0,7
Фотовыставка
2
0,5
1,5
Анализ работ
2
0,5
1,5
Анализ работ
4
1
3
Выставка
2
0,5
1,5
Фотовыставка
6
2
4
Итоговая диагностика.
36
8,8
27,2
1
2
7
диагностика
1.3.
Содержание программы
I «Аквагрим. Введение в программу. ( 1ч.)
Теория: Понятия «нетрадиционные техники рисования». Основные приѐмы техники «аквагрим». Понятие кисти, правила захвата
кисточки и работе с красками. Приемы определения замысла. Инструктаж по технике безопасности с красками.
Практика: Выполнение работы в технике аквагрим по собственному замыслу, с использованием шаблонов. Входная диагностика в
форме собеседования.
II. Рисование ватными палочками «Волшебная точка»(4 часа)
Теория: Основные приѐмы техники рисования ватными палочками. Приѐмы анализа натуры, выделение признаков, особенностей;
сравнение изображения с натурой, геометрическими фигурами. Инструктаж по технике безопасности со столовыми приборами, при
работе с красками.
Практика: Выполнение коллективной работы «Подсолнухи», работа по собственному замыслу «Мебель», работы по шаблону «Нарядное
платье», «Осеннее дерево». Выставка «Осенняя карусель».
III. Рисование вилкой «Сказочный мир иллюстраций» (3 часа)
Теория: Основные приѐмы техники рисования вилкой. Расширить представление детей о творчестве художников – иллюстраторов,
показать особенности изображения пушистых животных Приѐмы анализа образа животных, растений: фактура, окрас, характер,
особенности, характер поведения. Инструктаж по технике безопасности со столовым приборами.
Практика: Выполнение композиции «Лев», «Подсолнух», «Тюльпаны» «Ёж и ежонок», «Страус».
IV Рисование крупами и заваркой «Чудотворные крупинки». (3 часа)
Теория: Основные приѐмы техники рисования крупой. Приѐмы определения замысла. Понятия съедобное /несъедобное. Обобщение
предметов посуды. Приѐмы анализа образа животных/птиц: фактура, окрас, характер, особенности, характер поведения. Инструктаж по
технике безопасности с сыпучими веществами (крупы, чайная заварка), жидкими веществами (клеем).
Практика: Выполнение композиции «Машина еда», «Белый медведь и северное сияние», «Ворона». Выставка работ «Насыпаемпревращаем»
V. Рисование «Удивительная ладонь». (6 часов)
Теория: основные приѐмы техники рисования ладошками и пальчиками. Понятие времени года-зима: особенности, признаки. Понятие
зимние забавы, зимние праздники, атрибуты, особенности оформления. Понятие «зимующие птицы». Правила поведения во время
работы с красками
Практика: Рисование ладошками композиции «Метель», «Нарядная ѐлочка», работа по щаблону «Сани», коллективная работа «А ну-ка,
попади», коллективная работа «Снегири». Выставка «Зимушка-зима».
VI. «Морозные узоры» рисование мятой бумагой. (3 часа)
Теория: Основные приѐмы техники рисования мятой бумагой. Инструктаж по технике безопасности при работе с красками. Понятие
«морозные узоры», «животные в зимнем лесу».
Практика:. Выполнение работы по образцу «Зимний лес», «Заяц в белой шубке», «Зимние узоры». Презентация работ «Зимнее – мятое».
VII. Рисование на снегу «Весѐлые снежинки».
8
Теория: Основные приѐмы техники рисования на снегу. Ориентирование в пространстве: правая, левая сторона, верх, низ, правый/левый,
верхний/нижний угол. Правила работы с пульверизатором. Инструктаж по технике безопасности при распылении краски. Цвет, форма
ѐлочки, сопоставление с геометрической фигурой: треугольник.
Практика: выполнение рисунка «Ёлочка на снегу» с помощью пульверизатора. Фотовыставка «Самая нарядная»
VIII «Пластилинография» рисование пластилином. (2 часа)
Теория: основные приѐмы техники рисования пластилином. Понятие «домашний питомец» . Приѐмы анализа образа домашних
животных: фактура, окрас, характер, особенности, характер поведения. Техника безопасности при работе с пластилином.
Практика: выполнение работы «Котѐнок», «Щенок» с помощью шаблонов.
IX. Рисование по замыслу «Игривые пальчики» ( 2 часа)
Теория: Основные приѐмы техник рисования ватными палочками/ладошками/пластилином. Приѐмы анализа образа насекомых: форма,
окрас, характер, особенности. Геометрические фигуры: круг, овал, прямоугольник, квадрат.
Техника безопасности с
красками/пластилином. Понятие «экспериментирование».
Практика: Выполнение работы «Насекомые» в свободной технике рисования .
X. Рисование солью «Цветущая весна». (4 часа)
Теория: Основные приѐмы техники рисования солью. Инструктаж по технике безопасности с сыпучими веществами (соль) и жидкими
веществами (клей). Понятие времени года-весна: особенности, признаки, весенние праздники, весенние цветы (первоцветы). Строение
цветка: корень, стебель, цветок, лист. Геометрические фигуры: круг, шар, овал. Приемы работы с трафаретом.
Практика: выполнение рисунка «Подснежник», аппликация «Наступила весна», рисунок «Цветы для мамы», «Земля-луна».
Форма ПА - Выставка «Весенние мотивы»
XI. Рисование с помощью сенсорных пакетов «Волшебный мир» (2 часа)
Теория: основные приѐмы техники рисования с помощью сенсорных пакетов. Понятие «зип-пакет с застѐжкой». Инструктаж по технике
безопасности с красками, спиртовыми веществами (пена для бритья). Основные характеристики тактильного ощущения: легкость,
невесомость. Ассоциация.
Практика: выполнение работы «Морское дно», «Салют» с использованием сенсорного пакета с зип-застѐжкой и добавления пены,
краски. Фотовыставка «Фантазия».
XII. Рисование с помощью штампов «Цветные узоры» (6 часов)
Теория: Основные приѐмы рисования с помощью штампов. Приѐмы анализа образа животных: фактура, окрас, характер, особенности,
характер поведения. Понятие «величина». Обобщѐнные понятия: обувь, фрукты, насекомые, разновидности. Техника безопасности при
работе со штампом и красками.
Практика: Выполнение рисунка «Бабочка» по образцу с помощью поролона; «Клумбы для цветов» с помощью штампов из туалетных
рулончиков по образцу; рисунка по образцу «Радуга на клумбах» с использованием штампа из паролоновой губки; «Узоры на сапожках»,
с использованием штампа-крышки. Коллективные работы: «Фруктовая композиция» с использованием засушенных долек яблок и
апельсинов, «Насекомые» с использованием штампа – формочки для выпекания. Итоговая диагностика в виде анализа работ.
.
9
1.4.
Планируемые результаты.
Реализация дополнительной образовательной программы «Чудесный мир рисования» предполагает следующие ожидаемые
результаты:
Предметные результаты:
-Обучающийся имеет представления об основных способах рисования с использованием нетрадиционных техник (рисование мятой
бумагой, ватными палочками, крупами и заваркой, пластилином, рисование с помощью сенсорных пакетов, рисование на снегу и др.);
-Знает: основные цвета и их оттенки, правила захвата кисти, правила работы с рисовальными средствами в нетрадиционных техниках
рисования.
-Владеют приемами лепки (прищипыванием, вдавливанием, сглаживанием);
-Умеют правильно пользоваться карандашом, кистью, сопровождая при этом взглядом движения руки (аккуратно набирать краску на
кисть, вести кистью по бумаге без лишнего нажима, делать мазки, «примакивать», мыть и вытирать кисть во время работы; пользоваться
водой и тряпочкой),
- Знают основные и дополнительные цвета.
-Умеют обводить по шаблону, вырезать и наклеивать элементы изображения для композиции, выполняемой в технике аппликации,
- Умеют аккуратно пользоваться клеем (набирать клей на кисть) или клеевым карандашом,
-Умеют выполнять несложные операции с бумагой, складывать из бумаги различные фигурки по подражанию действиям педагога,
-Умеет: следовать устным инструкциям, следовать показу, воспроизводить определѐнные действия (подражать), ориентироваться на
листе бумаги, определять направление движения объекта.
Метапредметные результаты:
У обучающихся сформированы первоначальные навыки:
самостоятельной деятельности, выбора средств для реализации художественного замысла;
оценки и самооценки результатов художественно-творческой деятельности;
восприятия проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, животные, природа, люди),
мотивации к экспериментированию через применение нетрадиционных техник рисования.
Имеется положительная динамика развития мелкой моторики рук.
Личностные результаты:
У обучающихся сформированы первоначальные навыки проявления чувства эстетического отношения к окружающей действительности,
положительного отношения к сотрудничеству со взрослыми, детьми к собственной деятельности, еѐ результату.
10
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Условия реализации программы
Для реализации данной программы в образовательном учреждении должны быть созданы следующие условия:
- наличие группового помещения, оснащенного белой магнитной доской, компьютером;
- создание полноценного рабочего пространства (рабочие столы, стулья);
- материалы и инструменты, необходимые для работы:
Перечень оборудования и материалов
№
п\п
1
Наименование
Количество
Гуашь
10
2
3
4
Акварель
Восковые мелки
Краски для аквагрима
10
10
10
5
6
Карандаши
Кисть щетина
10
10
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Кисть пони
Бумага различной плотности и цвета
Пульверизатор
10
по количеству детей
10
Пакет с зип-застежкой
по количеству детей
Пластилин
10
Трубочки, пробки, поролоновые губки, сухие листья, трафареты, ватные по количеству детей
палочки, печатки из овощей, свечи, туалетные рулончики, соль, крупы,
заварка, бутылки, пена для бритья, камешки.
Ватные палочки
по количеству детей
Пластиковые вилки
по количеству детей
Клей ПВА
10
Информационное обеспечение
Использование аудио- и видеороликов, презентаций в соответствии с учебным (тематическим) планом
11
Кадровое обеспечение
Реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудесный мир рисования» могут осуществлять
педагоги дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или высшее профессиональное образование "Образование
и педагогические науки" или иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования при условии его соответствия дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности и прошедшие
курсы повышения квалификации по направлению «Дополнительное образование».
Методические материалы
В ходе работы педагог использует элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие технологии (гимнастика для глаз,
дыхательная гимнастика, самомассаж, пальчиковая гимнастики, релаксация и др.), технологию организации самостоятельной
деятельности воспитанников (создание ситуации для самостоятельного решение, предоставление права выбора любой техники при
выполнении работы), игровые технологии (динамические паузы, подвижные игры, психогимнастика и т.д.), технологии проблемного
обучения (извлечение информации, способность оценивать и делать выводы, умение решать проблемную ситуацию. При организации
образовательного процесса педагог пользуется следующими приѐмами обучения: создание игровой ситуации; показ; использование
движения руки; сравнение двух техник; проговаривание последовательность работы: проведение педагогической диагностик. При
объяснении материала применяются наглядные пособия (плакаты, картотеки, «живой» пример) по каждой теме, большого количества
раздаточного материала: шаблоны, изображения, картинки.
Занятия по программе проходят в виде организованной образовательной деятельности и состоят из теоретической и практической работы.
Теоретическая часть осуществляется через: ознакомление детей с тематическими разделами окружающей среды, одежды, природы,
животных, растений и др. Практическая часть: рисование с помощью штампов, ватных палочек, мятой бумаги, с помощью ладошек и др.
Занятия строятся в игровой форме, дети ведут настоящий творческий поиск, помогают сказочным персонажам, сами создают весѐлые
игровые ситуации. На занятиях используются гимнастики: пальчиковая, зрительная, артикуляционная.
Инструкции:
Правила безопасной работы с режущими инструментами (ножницами, резаком).
Правила безопасной работы с жидкими веществами (лаками, красками, клеем).
Правила пользования рисовальными принадлежностями и соблюдения гигиенических норм.
Правила пожарной безопасности
Правила дорожной безопасности
– Правила электробезопасности
Правила технической безопасности
12
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Результаты усвоения программы отслеживаются на каждом этапе обучения путѐм диагностирования. Предусматривается проведение
стартового и итогового мониторинга развития художественно- творческих способностей детей. Уровень освоения учебного материала
определяется путем мониторинга, проводимого в течение учебного года: начале – стартовые возможности, середине – промежуточный
контроль, конце – итоговый контроль).
Входной контроль проводится в форме собеседования с целью выявления образовательного уровня воспитанников, их интересов и
способностей. Проводится на первом занятии данной программы.
Текущий контроль:
- контроль за выполнением заданий;
- контроль за соблюдением требований педагога;
- анализ и обсуждение с детьми выполненных заданий (по окончании работы);
Проводится после прохождения каждой темы учебного плана программы.
Промежуточная аттестация проводится по итогам 1 полугодия и по окончании учебного года обучения. Проводится в форме –
презентации детских работ, выставки,
Итоговый контроль - проводится в конце учебного года. Формы контроля: итоговая диагностика в виде анализа работ.
диагностических материалов.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: наблюдение, анализ работ, грамота, материал тестирования.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью не может быть единых критериев оценки знаний и
умений в силу объективных причин. У каждого ребенка в зависимости от диагноза, уровня интеллектуального развития своя траектория
поступательного движения. Важно, чтобы ребенок получал удовольствие от занятий, чтобы его увлекал сам процесс создания работы и
общения по поводу искусства и творчества. Условно уровень знаний и умений обучающихся можно оценить как «низкий», «средний» и
«высокий» в зависимости от степени освоения программы по следующим критериям:
- умение использовать художественные материалы и инструменты,
- ориентироваться на плоскости листа бумаги,
- знание видов изобразительного, декоративного и народного искусства,
- эмоциональная отзывчивость на красоту в природе и в искусстве,
- проявление активности и самостоятельности в работе.
Форма фиксации результатов – портфолио
13
2.3.
Список литературы
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова.-М.: Скрипторий, 2007.-80с.
2. Екжанова ЕА. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР /Е.А. Екжанова // Дефектология.2003.-№6.-с.51-54
3. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании Свердловской области»
4. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова.- М.: ВЛАДОС, 2006.-255с.
5. Киселева Т.И. Использование современных коррекционно-образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ / Т.И. Киселева //
Коррекционная работа в ДОУ.-2017.- №4.- с.2-4
6. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой
психического развития / Е.Н. Лебедева.- М.: Классике Стиль, 2004. - 72 с.
7. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. / Е.А. Медведева. - М.: Академия, 2001.-246с.
8. Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы. - М.: Просвещение, 2014.- 79 с.
9. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова.-М.: Сфера,2002 г.- 510с.
10. Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду / О.Е. Потапова.- М.: ТЦ Сфера, 2015.-128с.
11. Проценко В.Б. Изотерапия- средство коррекции эмоционально-волевой сферы личности ребенка с особыми потребностями / В.Б.
Проценко // Коррекционная работа в ДОУ.-2017.-№7.-с.18-21
12. Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.- Екатеринбург: Ажур, 2015.-59 с.
13. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт.-сост. О.В.
Толстикова, О.В. Савельева, Т.В. Иванова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО»,2014.- 200 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- Екатеринбург: Ажур, 2014.- 24 с.
15. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.-М., 2013
16. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста / Н.В. Шайдурова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.-160с.
14