Описание
образовательной программы дошкольного образования
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 14»
Образовательная
программа
дошкольного
образования
муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного
вида № 14» городского округа Красноуфимск разработана в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в
редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264), федеральной
образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России
28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) и с учетом образовательных потребностей
и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).
Программа ориентирована на обеспечение воспитания, обучения, присмотра, ухода
и оздоровления детей в возрасте от 1,5 до 7 лет в группах общеразвивающей
направленности:
• для детей 1,5-3 лет (первая группа раннего возраста);
• для детей 2-3 лет (вторая группа раннего возраста);
• для детей 3-4 лет (младшая группа);
• для детей 4-5 лет (средняя группа);
• для детей 5-6 лет (старшая группа);
• для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа).
Программа предполагает реализацию коррекционно-развивающей работы с:
1) нормотипичными детьми с нормативным кризисом развития;
2) обучающимися с особыми образовательными потребностями: с ОВЗ и (или)
инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации (обучающиеся по индивидуальному учебному плану (учебному
расписанию) на основании медицинского заключения (дети, находящиеся под
диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющие дети); часто болеющие дети
характеризуются повышенной заболеваемостью острыми респираторными инфекциями,
которые не связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к
большому количеству пропусков ребёнком в посещении ДОО; обучающиеся,
испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной
адаптации; одаренные обучающиеся);
3) детьми и (или) семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации,
признанные таковыми в нормативно установленном порядке;
4) детьми и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении
(безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в
нормативно установленном порядке;
5) обучающимися «группы риска»: проявляющих комплекс выраженных факторов
риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне
низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний).
Ссылка на Федеральную образовательную программу дошкольного
образования: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=1
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива МАДОУ детский
сад 14 с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и
укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях
МАДОУ детский сад 14 и семьи;
- повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей осуществляется через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей
дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в МАДОУ
детский сад 14;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой,
психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья,
развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как
базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских
отношений с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного
возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Деятельность педагогического коллектива МАДОУ детский сад 14 по
построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся
осуществляется по нескольким направлениям:
1) диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о
семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития
ребёнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных
представителей); а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного
анализа; согласование воспитательных задач;
2) просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных
представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического
развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных
методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной
информацией о государственной политике в области дошкольного образования, включая
информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;
информирование об особенностях реализуемой в МАДОУ детский сад 14 образовательной
программы; условиях пребывания ребёнка в группе МАДОУ детский сад 14; содержании и
методах образовательной работы с детьми;
3) консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с особыми
образовательными потребностями (далее – ООП) в условиях семьи; особенностей
поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих
проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия
с детьми раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских
деятельностях, образовательном процессе и другому.
Особое внимание в просветительской деятельности МАДОУ детский сад 14 должно
уделяться повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах здоровьесбережения ребёнка.
Реализация данной темы осуществляется в процессе следующих направлений
просветительской деятельности:
1) информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и
психическое здоровье ребёнка (рациональная организация режима дня ребёнка, правильное
питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный
психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и другое), о
действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и
другое), наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка;
2) своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с
рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по
эпидемическим показаниям;
3) информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах
физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о
возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;
4) знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными
мероприятиями, проводимыми в ДОО;
5) информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на
развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий
(нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления;
проблемы социализации и общения и другое).
Направления деятельности педагога с родителями реализуются в разных формах
(групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов
взаимодействия с родителями (законными представителями):
1)
диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы,
социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические
беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей,
открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее;
2)
просветительское и консультационное направления реализуются через
групповые родительские собрания, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и
ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое;
информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных
представителей); педагогические библиотеки для родителей (законных представителей);
сайты ДОО и социальные группы «Снежинка» (здание ул. 8 Марта, 26), «Планета детства»
(здание ул. Олимпийская, 22) в сети Интернет; фотографии, выставки детских работ,
совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и
досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические
мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную
деятельность используются специально разработанные (подобранные) дидактические
материалы для организации совместной деятельности родителей (законных
представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными
задачами, реализуемыми в МАДОУ детский сад 14. Эти материалы сопровождаются
подробными инструкциями по их использованию и рекомендациями по построению
взаимодействия с ребёнком (с учётом возрастных особенностей). Кроме того, необходимо
активно использовать воспитательный потенциал семьи для решения образовательных
задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в образовательных
мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между
семьей и МАДОУ детский сад 14 является диалог педагога и родителей (законных
представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы
ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и
пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей),
их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для
конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть
предприняты со стороны МАДОУ детский сад 14 и семьи для разрешения возможных
проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.
Примерная модель взаимодействия с родителями
Участие родителей
Формы участия
в жизни
МАДОУ детский сад 14
В
проведении - анкетирование, в том числе сбор информация о
мониторинговых
развитии ребенка в семье, о его интересах и
исследований
индивидуальных особенностях;
- социологический опрос;
- информирование родителей о результатах
диагностики воспитанников освоения Программы,
логопедической
диагностики,
психологопедагогической диагностики.
В создании условий
- участие в субботниках по благоустройству
территории;
- помощь в создании предметно-развивающей
среды;
- оказание помощи в ремонтных работах.
В управлении
- участие в работе родительского комитета, севете
МАДОУ детский сад 14 родителей;
- совместное с родителями определение части,
формируемой
участниками
образовательных
отношений (выбор парциальной программы или
дополнительной общеразвивающей программы).
В
просветительской -наглядная
информация
(стенды,
папкидеятельности,
передвижки, семейные и групповые фотоальбомы,
направленной
на фоторепортажи «Из жизни группы», «Копилка
повышение
добрых дел», «Мы благодарим»;
педагогической
-создание раздела «Электронная библиотека для
культуры, расширение родителей» в сообществе социальной сети
информационного поля ВКонтакте;
родителей
-консультации, семинары, семинары-практикумы,
конференции;
-родительские собрания;
- индивидуальная поддержка развития детей в
семье.
В
образовательной - дни открытых дверей;
деятельности МАДОУ - дни здоровья;
детский
сад
14, - совместные праздники, развлечения;
направленной
на - встречи с интересными людьми;
установление
- семейные клубы;
сотрудничества
и - участие в творческих выставках, смотрахпартнерских отношений конкурсах;
с
целью
вовлечения - мероприятия с родителями в рамках проектной
родителей в единое деятельности;
образовательное
- мастер-классы.
пространство
Периодичность
сотрудничества
3-4 раза в год
по мере необходимости
2 раза в учебный год
2 раза в год
постоянно
ежегодно
по плану
1 раз в квартал
обновление ежемесячно
по годовому плану
2 раза в год
1 раз в год
1 раз в квартал
по плану
по плану
1 раз в квартал
постоянно по годовому
плану
2-3 раза в год