«Старший дошкольный возраст – какой он? »
18.10.2021
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным
возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и
личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются
многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В
этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по
существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является
оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к
некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим
сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90%
всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный
возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте –
потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в
свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и
намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая
активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия
для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой
деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение,
придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет
ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх
соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает
доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и
поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у
детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция,
которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека.
Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность,
использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять
внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно
доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он
не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться
восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но
и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с
окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную
информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно,
доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире.
Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле,
животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов:
внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих
процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным,
когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает
логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме –
образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику
необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В
логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить
логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно
решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание
побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей
выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я
могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску
решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого
результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение
кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не
отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто,
спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима?
Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много
неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.
ВНИМАНИЕ:
• - выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход
от непроизвольного к произвольному вниманию;
• - находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному
образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация внимания;
ПАМЯТЬ:
• - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
• - рассказывать наизусть несколько стихотворений;
• - пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
• - определять последовательность событий;
• - складывать разрезанную картинку из 9 частей;
• - находить и объяснять несоответствия на рисунках;
• - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
• - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
• Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.
• Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах
10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»
• Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
• Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность
определенным путем наложения или приложения.
• Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
• Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.
• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
• Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Имеет достаточно богатый словарный запас.
• Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
• Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок;
последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие
литературные произведения.
• Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с
формирования фонематического анализа слова.
ПОЗНАНИЕ
• Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в
быту.
• Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
• Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
• Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
• Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
• Бережно относится к природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Знает стихотворения, считалки, загадки.
• Называет жанр произведения.
• Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
• Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
В изобразительной деятельности 5 – 6 летний ребёнок свободно может изображать
предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, обычно рисунки представляют
собой схематические изображения различных предметов, дети любят рисовать,
лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой
формы, умение вырезывать по контуру – один из показателей готовности к школе.
В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное
отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить
детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок
может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и
запоминания, эмоциональными реакциями.
Родители ДОЛЖНЫ оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную
информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую
информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.10.2021
Дата обновления: 18.10.2021
Дата публикации: 18.10.2021