22.02.2024
Дошкольное детство – самый важный период становления
личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей
жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду,
вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра,
в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память,
воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это
своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного
опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка,
происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход
к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей
деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают
игры, которые создаются самими детьми — это творческие или сюжетно – ролевые
игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и
деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом
коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей
свои собственные.
Основными особенностями сюжетно – ролевой игры являются:
• Соблюдение
правил. Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят,
что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного
развития является сюжетно – ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из
самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает
и моральные нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели
деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям общественной
жизни, к людям, к вещам: в игре формируется положительное отношение к образу
жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
• Социальный
мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра –
это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в
системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку
становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет мотив
сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, - пойти в
школу.
• В сюжетно –
ролевой игре идёт эмоциональное развитие. Игра ребёнка очень богата
эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны. Ребёнок отличает игру от действительности, в
речи дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по
– правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребёнок не
притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно
озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию товарища.
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей
становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и
формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передаёт своё
восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства:
ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно
выполнено. Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется
эмоциональный мир малыша.
• В ходе
сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие
замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным развитием ребёнка, с
формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к
различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются
любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы
игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их
воображением. Некоторые игры («в моряков», «лётчиков», «космонавтов») продолжаются
неделями, постепенно развиваясь. При этом наблюдается не повторение одной и той
же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому
мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Развитие игрового
творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные
впечатления жизни. Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку
необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в
соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети
заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети
старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем
больше сходства ищут с действительностью.
• Развитие
речи. В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку
выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними
свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связаны
с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои
замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны,
речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под
влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры
создаются с помощью слова.
Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра
способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.
Воспитатель: Кузнецова А.А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.02.2024
Дата обновления: 22.02.2024
Дата публикации: 22.02.2024