Консультация для родителей старшей группы Возрастная характеристика, контингента детей 5-6 лет
22.11.2021
Физическое развитие
Продолжается процесс
окостенения скелета ребенка.
Дошкольник более совершенно
овладевает различными видами
движений. Тело
приобретает заметную устойчивость.
Дети к 6
годам уже могут
совершать пешие прогулки,
но на небольшие
расстояния. Шестилетние дети
значительно точнее выбирают
движения, которые им
надо выполнить. У
них обычно отсутствуют
лишние движения, которые
наблюдаются у детей
3-5 лет. В период
с 5 до
6 лет ребенок
постепенно начинает адекватно
оценивать результаты своего
участия в играх
соревновательного характера. Удовлетворение полученным
результатом к 6
годам начинает доставлять
ребенку радость, способствует
эмоциональному благополучию и
поддерживает положительное отношение к
себе («я хороший,
ловкий» и т.д.). Уже
начинают наблюдаться различия
в движениях мальчиков и девочек (у
мальчиков - более прерывистые,
у девочек – мягкие, плавные).
К 6
годам совершенствуется развитие
мелкой моторики пальцев рук.
Некоторые дети могут продеть
шнурок в ботинок
и завязать бантиком.
В старшем
возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: умеет
одеться в соответствии
с условиями погоды,
выполняет основные правила
личной гигиены, соблюдает
правила приема пищи, проявляет навыки
самостоятельности. Полезные привычки
способствуют усвоению основ
здорового образа жизни.
Познавательно-речевое развитие
Общение
детей выражается в свободном
диалоге со сверстниками
и взрослыми, выражении своих чувств
и намерений с
помощью речевых и
неречевых (жестовых, мимических,
пантомимических) средств.
Продолжает совершенствоваться речь, в
том числе ее звуковая
сторона. Дети могут правильно
воспроизводить шипящие, свистящие и
сонорные звуки. Развивается
фонематический слух, интонационная
выразительность речи при
чтении стихов в
сюжетно-ролевой игре и в
повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй
речи. Дети используют
все части речи,
активно занимаются словотворчеством. Богаче
становится лексика: активно
используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь: дети
могут пересказывать, рассказывать
по картинке, передавая
не только главное,
но и детали.
В познавательной деятельности продолжает
совершенствоваться
восприятие цвета, формы
и величины, строения
предметов; представления детей
систематизируются. Дети
называют не только основные
цвета и их
оттенки, но и
промежуточные цветовые оттенки;
форму прямоугольников, овалов,
треугольников. К 6-ти годам
дети легко выстраивают
в ряд – по возрастанию
или убыванию – до десяти
предметов разных по
величине. Однако дошкольники
испытывают трудности при анализе пространственного положения
объектов, если сталкиваются
с несоответствием формы
и их пространственного расположения. В
старшем дошкольном возрасте
продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны
не только решить
задачу в наглядном
плане, но и
совершить преобразования объекта.
Продолжают совершенствоваться обобщения,
что является основой
словесно-логического
мышления. 5-6 лет
- это возраст
творческого воображения. Дети
самостоятельно могут сочинить
оригинальные правдоподобные истории.
Наблюдается переход от
непроизвольного к произвольному
вниманию.
Конструирование характеризуется умением
анализировать условия, в
которых протекает эта
деятельность. Дети используют и
называют различные детали
деревянного конструктора. Могут
заменять детали постройки
в зависимости от
имеющегося материала. Овладевают
обобщенным способом обследования
образца. Конструктивная деятельность
может осуществляться на
основе схемы, по
замыслу и по условиям.
Дети могут конструировать из бумаги,
складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов); из
природного материала.
Социально-личностное развитие
Дети
проявляют высокую познавательную активность.
Ребенок нуждается в
содержательных контактах со
сверстниками. Их речевые
контакты становятся все
более длительными и
активными. Дети самостоятельно объединяются
в небольшие группы
на основе взаимных
симпатий. В этом
возрасте дети имеют
дифференцированное
представление о своей
гендерной принадлежности по существенным
признакам (женские и мужские
качества, особенности проявления
чувств).
Ярко проявляет
интерес к игре.
В игровой деятельности дети
шестого года жизни
уже могут распределять роли
до начала игры и
строят свое поведение,
придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью,
соответствующей и по содержанию,
и интонационно взятой роли.
Речь, сопровождающая реальные
отношения детей, отличается
от ролевой речи.
При распределении ролей могут
возникать конфликты, связанные с
субординацией ролевого поведения.
Наблюдается организация
игрового пространства, в
котором выделяются смысловой
«центр» и «периферия».
В игре дети
часто пытаются контролировать друг
друга - указывают,
как должен вести
себя тот или
иной персонаж.
Ребенок пытается
сравнивать ярко выраженные
эмоциональные состояния, видеть
проявления эмоционального состояния
в выражениях, жестах, интонации
голоса. Проявляет интерес
к поступкам сверстников.
В трудовой деятельности, освоенные ранее
виды детского труда
выполняются качественно,
быстро, осознанно. Активно
развиваются планирование и
самооценивание трудовой деятельности.
Художественно-эстетическое развитие. В изобразительной деятельности 5-6
летний ребенок свободно
может изображать предметы
круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из
частей разной формы
и соединений разных
линий. Расширяются представления
о цвете (знают
основные цвета и
оттенки, самостоятельно может
приготовить розовый и
голубой цвет). Старший
возраст – это возраст активного
рисования. Рисунки могут
быть самыми разнообразными по
содержанию: это жизненные впечатления детей,
иллюстрации к фильмам
и книгам, воображаемые ситуации. Обычно
рисунки представляют собой
схематичные изображения различных
объектов, но могут отличаться
оригинальностью
композиционного решения.
Изображение человека становится
более детализированным и
пропорциональным. По рисунку
можно судить о
половой принадлежности и
эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных
детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям
не представляется трудности
создать более сложное
по форме изображение.
Дети успешно справляются
с вырезыванием предметов
прямоугольной и круглой
формы разных пропорций.
Старших дошкольников
отличает яркая эмоциональная
реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация
музыкального восприятия. Дошкольники
могут петь без
напряжения, плавно, отчетливо
произнося слова; свободно
выполняют танцевальные движения:
полуприседания с
выставлением ноги на пятку,
поочередное выбрасывание ног
вперед в прыжке и
т.д. Могут импровизировать, сочинять
мелодию на заданную
тему. Формируются первоначальные представления
о жанрах и видах музыки.
Подготовила: Никонова С.М., воспитатель 1КК
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2021
Дата обновления: 22.11.2021
Дата публикации: 22.11.2021