Обогащаем словарь детей

22.04.2024

Иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

Работу над обогащением словарного запаса нельзя рассматривать как самоцель. Дело в том, что у детей может быть достаточно большой словарный запас, если этому уделяется большое внимание. Но важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать из них новые слова.

 Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игр. Необходимо обогащать речь ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, углублять и уточнять понимание значений уже имеющихся у них слов, а также прививать простейшие навыки образования новых слов.

Хотелось бы обратить ваше внимание на несколько логопедических советов:

      развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка. Приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щёки, и т.д.;

      разговаривайте с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не используйте «детский язык»;

      каждый день читайте ребенку короткие стихи и сказки;

      чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы;

      говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами;

      не перегружайте ребёнка: не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.

Предлагаем вашему вниманию ряд игр, в которые возможно играть не только дома, но и по пути в детский сад, магазин, к бабушке.

Имена существительные (слова-предметы)

Игра «Кто у кого?»

Назови детенышей животных: у тигра - тигренок; у лисы - лисенок…

Игра «Большой - маленький»

Стол-столик; шапка-шапочка; жук-жучок

Игра «Жадина»

Ребенок берет картинку (или называет объект, предмет) и говорит: «Это моя лента»; «Это моё пальто»; «Это мой шкаф»; «Это мои ботинки»…

Игра «Назови одним словом»

Фрукты, овощи, мебель, грибы, ягоды, транспорт и т.д. (желательно использовать картинки).

Глаголы (слова-действия)

Игра «Что/кто летает?» (плавает, прыгает и т.д.)

 Летают шары, самолеты, ракеты, вертолеты, перо птицы, пух тополя, одуванчика.

Игра «Кто что делает?»

Использовать картинки, обозначающие действия или подобрать как можно больше слов-действий к предмету, объекту (н-р, мальчик (что делает?) спит, ест, играет, конструирует…).Хочу такой сайт

Игра «Кто как кричит» или «Кто рычит».

Можно надеяться, что в результате всех этих упражнений (игр) ребёнок прочно усвоит названия действий животных, и в дальнейшем будет свободно употреблять в своей речи соответствующие глаголы.

Прилагательные (признаки предметов)

Игра «Что бывает кислое?» или «Что бывает сладкое?», «Что бывает горькое?»

Игра «Скажи наоборот» (слова с противоположным значением)

Дерево высокое, а кустик низенький, Веревка толстая, а нитка тонкая…

Горячий - холодный, светлый - темный, добрый - злой, мягкий – твёрдый, лёгкий –тяжёлый…

Игра «Кто больше слов скажет про яблоко (лимон и т.д.)»

Например, хлеб – вкусный, душистый, черствый, хрустящий, свежий…

Игра «Скажи, из какого материала сделаны предметы»

Рукавички из шерсти – шерстяные, из меха – меховые, стакан – стеклянный…

Игра «У кого какая голова»

У вороны – воронья, у оленя – оленья, у белки – беличья, у лисы – лисья….

Наречия

Игра «Наоборот»

Высоко – низко, далеко – близко, хорошо-плохо, холодно-жарко…

 

Все эти игры не только значительно обогатят словарный запас ребенка и положат начало развитию наблюдательности, пробудят интерес к языку.

Желаем вам и вашим детям успехов!

 

Учитель-логопед Ершова И.А.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.04.2024

Дата обновления: 22.04.2024

Дата публикации: 22.04.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».