16.05.2024
Вам знакома ситуация, когда ребенок находит тысячу
отговорок, чтобы не помогать вам по дому? Скорее всего, у него найдется множество
причин, которые мешают выполнять ему домашние дела: болит живот, по телевизору
очень интересная передача, срочно надо нарисовать зайца или неожиданно навалилась
усталость. Однако есть такие дети, которым не надо сто раз повторять просьбу о
помощи, они без принуждения моют посуду, убирают за собой игрушки и одежду.
Почему же так происходит? Как воспитать настоящего
помощника?
Скорее всего, ребенка надо приучать к хозяйству как можно
раньше: лет с двух или с трех. Малыш, которого в столь раннем возрасте не
приучали помогать взрослым, вряд ли будет ценить ваш труд. Ведь разбросанные
игрушки для него в порядке вещей! Заставить убираться, конечно, можно любого
ребенка. Только вряд ли это понравится и ребенку, и вам. Но всё – таки, ваш
ребенок ещё в том возрасте, когда многое можно изменить и привить любовь к труду,
в частности. Стоит всего лишь сменить тактику поведения, и вы не узнаете своего
ребенка.
Предлагаем вашему вниманию несколько простых, но эффективных
советов.
1. Делайте вместе. Распространенная мамина фраза:
«Иди, поиграй, пока я готовлю, убираюсь» – серьезная ошибка на пути воспитания
помощников. Занимайтесь домашними делами вместе. Посадите малыша рядом на
кухне, дайте ему поучаствовать в лепке пельменей, измельчении салатных листьев,
вытирании стола или перебирании гречневой крупы. Поставьте рядом со взрослой
гладильной доской игрушечную, и займитесь глажкой вместе. Не разграничивайте
домашние дела и общение с ребенком, а объединяйте эти процессы. Например, во
время совместной уборки можно одновременно рассказывать сказку о вещах, которые
искали свое место, и наконец, благодаря маленькому волшебнику, нашли.
2. Отмечайте успехи. Волшебные слова, которые
работают как с детьми, так и со взрослыми: «Только ты можешь сделать это
по-настоящему хорошо!» Осознавая собственную неповторимость и значимость в
вопросе сбора фантиков с пола или вытирания пыли с телевизора, малыш с радостью
будет заниматься делом, в котором он отмечен как лучший из лучших.
3. Учитывайте характер. Старайтесь замечать склонности ребенка к тому или иному
виду деятельности и доверяйте ему выполнять именно те задачи, которые ему по
душе. Одним детям нравятся глобальные работы – мытье пола или работы по уборке
территории вокруг дома. Другим – требующая сосредоточенности и тщательности сортировка
книг или игрушек. Давайте каждому свое.
4. Играйте. Скучные повседневные дела можно
превратить в веселые игры. Укрощение пылесоса на территории отдельно взятой
детской комнаты, мытье волшебных чашек и поиски клада в сумках с продуктами,
принесенными мамой из магазина, – наверняка, таких приключений в жизни ваших
детей еще не было.
5. Пусть помощь будет настоящей.
Привлекайте
ребенка к помощи там, где она вам действительно нужна, а не только чтобы занять
или отвлечь его от шалостей.
6. Оставьте место для сюрприза. Дети любят делать родителям
сюрпризы. Предоставьте им такую возможность, дав понять, как вас обрадует
неожиданная помощь с их стороны. Пусть помытая тарелка, накормленная кошка и
застеленная постель станут для вас таким сюрпризом. Не скрывайте своей радости
и не скупитесь на похвалу.
7. Не рассчитывайте на идеальное
исполнение. Сразу
ожидать, что ребенок будет делать домашнюю работу идеально, не стоит. Ни в коем
случае не ругайте его, даже если после уборки появился дополнительный мусор,
который вам придется убирать. Конечно, поначалу за маленьким ребенком придется
многое переделывать, но это необходимый этап на пути к прогрессу.
8. Дайте разобраться
самостоятельно. Если
ребенок долго выполняет домашнюю работу не вмешивайтесь, не подгоняйте и
уж тем более, не ругайте. Наберитесь терпения и дайте довести процесс до
финиша. Иначе испуганный малыш в следующий раз откажется вам помогать, а самой
маме придется всегда завершать инициативы ребенка: ведь в его голове не
отложится тот факт, что любое начатое дело должно быть обязательно закончено.
9. Работа не наказание. Домашний труд не должен быть
наказанием за плохое поведение. Ребенок не должен думать, что ему нужно сложить
игрушки или убрать свои вещи только потому, что он что-то натворил.
10. Не разделяйте обязанности на
«женские» и «мужские». И
мальчики, и девочки должны уметь: мыть посуду, убирать свою комнату, пришивать
пуговицы и даже забивать гвозди. Будьте своему ребенку старшим другом, помогайте
ему преодолевать трудности, создавайте ему ситуацию успеха, хвалите за малейшие
достижения, будьте ему примером. Да, часто бывает проще и быстрее сделать
что-то самому, чем просить ребенка о помощи. Но ваши труды обязательно будут
оплачены по мере взросления малыша.
Давайте
научим наших детей радоваться труду, а мы будем радоваться тому, что они
растут, умными, весёлыми, воспитанными и трудолюбивыми!
Воспитатель:
Кузнецова А.А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.05.2024
Дата обновления: 19.05.2024
Дата публикации: 16.05.2024