Проект «Чудо-узоры»
23.10.2024
Одна из актуальных задач
дошкольного образования – воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего
свою Родину, но она не может быть успешно решена без глубокого познания
духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Неотъемлемая
часть отечественной культуры – народные художественные промыслы. В них воплощен
многовековой опыт эстетического восприятия мира, сохранены глубокие
художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у
детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. К тому же народное
искусство привлекает детей жизнерадостным колоритом, динамичным рисунком,
эстетикой. С целью создания условий для приобщения детей старшего дошкольного
возраста к традиционной народной культуре через ознакомление с русскими
народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой
деятельности в группе «Пчелки» был реализован проект «Чудо-узоры».
Для знакомства с темой проекта была
организована беседа «Время, время, остановись, к нашим предкам повернись» о
жизни и быте предшествующих поколений, проведено занятие «Народные промыслы»,
на котором дети узнали, что Россия богата разными видами народного
декоративного творчества – гончарное ремесло, вышивка, работа по металлу,
кружева, плетение, ткачество, росписи и резьба по дереву и т.д.
В ходе реализации проекта наши
воспитанники познакомились с такими видами народных росписей как городецкая,
гжельская, хохломская и дымковская, с историей и местом их происхождения,
рассматривали альбомы и наглядно - демонстрационный материал с этими видами
росписей.
Но наиболее полным приобщение детей
к народному декоративному искусству будет лишь в том случае, если дать ребенку
возможность самому побыть «умельцем». Для этого необходимо дать ему руководство
к действию и обучить элементарным умениям и приемам работы. Именно поэтому
ребята под руководством педагогов погрузились в атмосферу творчества и побывали
в роли мастеров на занятиях:
• «Городец
– город мастеров»,
• «Доски
не простые – веселые расписные»,
• «Золотая
Хохлома»,
• «Хохломская
роспись – свежих ягод россыпь»,
• «В
гости к дымковским мастерам»,
• «Дымковская
игрушка»,
• «Сказочная
Гжель»,
• «Гжельский
сервиз»
На этих мероприятиях дети
познакомились с дымковской глиняной игрушкой, с художественными традициями в
изготовлении игрушек, искусством гжельской, хохломской и городецкой росписи,
учились выделять элементы росписи, их колорит, мотивы и композицию узора на
изделиях, развивали умения в смешивании цвета, расширили и пополнили свой
словарь за счет устаревших слов и новых терминов.
Во время прогулок ребята
рассматривали травинки, цветы, сравнивали их с образцами хохломской, городецкой
росписи). В группе слушали произведения художественной литературы
«Матрешка-подружка» Л. Печникова, «Ванька-встанька» Е.Благинина, «Пестрый
хоровод» Лена Гулыга, пословицы о труде, «О хохломе» В. Боков, «Золотая
хохлома» Н. Глазков, «Чаша» Ю. Николаева, а также музыкальные произведения
«Золотая ярмарка», «Купили мы для бабушки...», «Матрёшки», «Хохлома», «Музыка
русских узоров».
Педагоги подготовили и провели
различные дидактические игры («Узнай узор», «Продолжи роспись», «Русские
узоры», «Найди пару», «Составь узор»), сюжетно - ролевые игры («Мастерская
народных умельцев», «Ярмарка», «Угостим гостей чаем»), а также подвижные и
хороводные народные игры («Горелки», «Каравай», «У медведя во бору», «Ручеек»,
«Гуси-Лебеди»).
Итоговым мероприятием проекта стало
«Путешествие с Книгой мастеров», на котором ребята отгадывали загадки о видах
народной росписи, с которыми познакомились в ходе реализации проекта, повторили
и назвали основные элементы и используемые цвета каждой росписи, вспомнили,
какие предметы быта ими украшали.
В результате
познавательно-исследовательской деятельности дошкольники познакомились с
многообразием декоративно-прикладного искусства, получили знания о народном
промысле – хохломской росписи, дымковской игрушке, гжельской керамике,
городецкой росписи, узнали историю их происхождения.
Благодаря участию в проектной
деятельности у детей обогащены знания о способах смешивания красок, рисования
узоров и данных видов росписи, расширили представления о традиционной народной
культуре, приобщились к культурному наследию своего народа. В результате
проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному
искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Изучая близкое и родное творчество своего народа, дети легче понимают и творчество других народов, получая первоначальное эстетическое воспитание.
Учитель-логопед Ершова И.А.
Воспитатели: Смирнова Н. В., Богатенкова А. С
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2024
Дата обновления: 25.10.2024
Дата публикации: 23.10.2024