Онлайн – консультация для родителей «Ответственность логопеда и родителя в системе коррекции речевых нарушений»
25.11.2024
(составлена
по материалам М.И.Лынской https://vk.com/lynskayacom )
«
Каждый раз в моем кабинете оказывается суперсложная система, состоящая из:
•
системы психики каждого родителя
•
системы психики ребенка
•
системы моей психики
•
системы заболевания
Такое
сложное «строение» часто приводит к ошибкам распределения ответственности между
компонентами системы. Но следует помнить, что результат, который понимается как
100%, состоит из 4 частей:
—
25 % ответственность родителей
—
25 % ответственность специалиста
—
25 % «ответственность» болезни (причины, структура нарушения)
—
25 % «ответственность» ребенка. Да, да. У ребенка тоже есть роль в результате –
его мотивы, его цели, его направленность, его характер и пр.
Что
могут и должны сделать родители на пути к результату?
1.
Следить за питанием ребенка. Причем в данном случае речь идет о специальной
системе питания. Для детей с речевыми нарушениями просто необходимо определенное питание. Мамы
часто озадачены собственным процессом снижения веса, и по аналогии с собой
ограничивает количество потребляемых ребенком жиров. Не думая о том, что
недостаток холестерина, выстилающий миелиновую оболочку нервов изнутри,
приводит в итоге, к задержанному речевому развитию. Да, это не просто накормить
ребенка гречкой, яйцами, рыбой и салом (самый полезный набор для ребенка с
тяжелым нарушением речи), но возможно. По этой же причине, кстати, до года
важно сохранять грудное вскармливание.
2.
Следить за здоровьем носоглотки. Я скажу просто: логопед не просто имеет право
НЕ брать ребенка с нелеченными аденоидами, а ОБЯЗАН отказать в занятиях по
коррекции речи при любой степени, пока родитель не предоставит справку от
иммунолога (!) о ремиссии. Аденоиды – это априорный фактор снижения
концентрации внимания. И как можно работать, если первичный фактор, который при
этом можно устранить, продолжает действовать? Ответ один: непродуктивно только
работать, показывая нижайшую эффективность
3.Следить
за состоянием эндокринной системы у ребенка. Для меня очень странно, что многие
логопеды не спрашивают, консультируя семьи неговорящих детей, заключение
эндокринолога. Кретинизм, коллеги, никто не отменял! Он довольно часто
встречается. Например, на фоне гипотиреоза. И в этом случае – это вовсе не
алалия. Да и состояние интеллекта улучшить можно исключительно специфической
терапией, назначенной эндокринологом.
4.
Четко предоставлять анамнез. Отвечать на вопросы, не считая, что «если у всех
так, то это норма». Например, многие не считают нужным сообщить о желтушке
новорождённого. Между тем, пропущенный через печень билирубин токсично
действует на нервную систему, вызывает органические нарушения.
Анализ
анамнеза позволит специалисту определить механизм расстройства. Определение
механизма = эффективная работа.
5.Следить
за качеством сна. Типичный диалог в моем кабинете:
-
У ребенка есть нарушения сна?
-
Нет
-
То есть он спит, не просыпаясь, всю ночь до 7-8 утра?
-
Да, только в 4-5 утра приходит к нам в кровать.
Родители!
Сон совместно с родителями после 2 лет – это во многом причина нарушений
понимания речи и других проблем. Наше фонематическое хранилище выстраивает
иерархию услышанных за день слов в промежуток с 3:00 до 5:30 утра.
И,
если ребенок в это время встал и прошёл, то это означает, что часть значений
слов, грамматических категорий «выпало» из его памяти безвозвратно.
Отсюда
– нарушения понимания речи или трудности обучения.
Как
наладить сон? Если не получается устранить проблему самостоятельно, то обратиться
к неврологу и/или психиатру, так и сформулировав жалобу: «я пришла за
таблеткой, которая поможет моему ребенку наладить сон»
Учитель – логопед ВКК Кардашина Л.Н,
учитель-логопед ВКК Комарницкая О.В.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.11.2024
Дата обновления: 25.11.2024
Дата публикации: 25.11.2024