Если ваш ребенок не говорит

23.04.2025

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей.

Хотя развитие речи каждого малыша проходит по индивидуальному маршруту, существуют общие для всех нормы речевого развития и среднестатистические сроки появления языковых единиц (это слова, предложения, фонемы, морфемы и т. д.).

К 2,5 годам дети уже произносят простые фразы из двух слов. В их словаре содержится от 50 до 250 слов — в основном это существительные и глаголы, реже местоимения, прилагательные, наречия. Готовность общаться со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми – основное качество детской речи в этом возрасте. Хотя ребёнок пока плохо говорит предложениями, он может рассказать об увиденном, спросить о том, что его интересует. Малыш способен объединять доступные ему слова в предложения или словосочетания: мама идет, большая машина, кошка мяукает. При этом ребенок ещё не может произнести многие звуки из-за слабости мышц губ и языка, неумения выполнять тонкие артикуляционные движения. Дети 2,5 лет активно интересуются окружающим миром, часто спрашивает о предметах и явлениях, доступных его пониманию: «Что это?», «Зачем?», «Почему?». Эти вопросы нельзя игнорировать, потому что не получив несколько раз ответ, дети перестают обращаться к взрослым, начинают меньше говорить и контактировать. Отвечая на все вопросы маленьких почемучек, взрослые развивают речь своих чад, пытливость их ума, стремление к знаниям.

Как видите, в два с половиной года ребёнок должен говорить. Если он молчит — это тревожный симптом задержки речевого развития.

Почему дети не говорят?

Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как биологическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; наследственный тип позднего развития речи; болезненность ребенка), так и социальными.

Нередко поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к отставанию в речи у детей. К примеру, гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной. Ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи? Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.Что интересно – если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить. То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых. Все это создает "шумовую завесу", и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях. Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Как родители могут помочь?

Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских садов, развивающих центров и логопеды занимались развитием речи малыша. Самое основное для улучшения речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата.

Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играйте в дидактические игры или делайте массаж рук, лица. Для массажа можно использовать разные тренажеры, такие как мячик "ежик", каучуковый мячик, массажное кольцо Су Джок.

Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается. Вот несложные советы, как можно помочь ребенку в развитии речи.

1. Создание благоприятной языковой среды, в которой ребёнок будет чётко регулярно слышать произносимые взрослыми слова, а не шумовой фон от работающего телевизора.

2. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.

3. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками, игрушки-вкладыши и т.д.).

4. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы, особенно когда мама или папа возьмет руку малыша в свою и поможет выполнить различные движения под известные потешки, стишки.Хочу такой сайт

5. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте. К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и проза. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А. Барто, К.Чуковского, С.Маршака, С. Михалкова.

6. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте.

7. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.

8. Разучите с малышом известные стишки про «Сороку-ворону», «Мальчика-с пальчика», «Ладушки» и др.

9. Игра на музыкальных инструментах, совместное пение детских песенок.

10. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации, создание совместных работ будет не только развивать умения, но и вызывать желание рассказать о процессе, похвастаться результатами перед окружающими.

Упражнения проводятся в игровой форме, это не уроки! Учить детей речи важно через игру. На любые успехи малыша обязательно нужно реагировать, хвалить его.

Чего нельзя делать, так это говорить за малыша, безмолвно помогать ему. Этим грешат многие родители и бабушки с дедушками. Например, малышу нужна игрушка, до которой ему не дотянуться. Он подходит, показывает на неё рукой, но не обозначает своё желание словами, не хочет говорить. Многие взрослые сами произносят «Дать тебе эту игрушку?», совершая ошибку.

Правильно делать вид, что не понимаете его, давать лежащий рядом предмет и удивляться, что он хотел не его. Суть этой игры — заставить малыша сказать, что ему нужно, приучать к необходимости общаться, если он хочет получить желаемое, вытягивать на разговор. Поначалу будет получаться плохо, он может даже плакать, но со временем это будет получаться всё лучше.

Внимательное отношение к детской речи, своевременная работа родителей и специалистов обязательно помогут ребёнку преодолеть речевое отставание. Но лучше до вмешательства специалистов не доводить.

Подводя итог отмечу, что в 2,5 года ребёнок уже должен говорить. Не выговаривая многие звуки и пропуская их, но говорить. Если в этом возрасте малыш молчит — необходимо срочно понять причину и решить проблему, пока она не переросла в более сложное речевое нарушение. Родителям следует помнить, что, если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития и оказать ребенку помощь.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.04.2025

Дата обновления: 23.04.2025

Дата публикации: 23.04.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».