ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

20.05.2025

В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание ребенка-человека-гражданина. В детях необходимо развивать нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-патриота. Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами патриота-гражданина Родины и способной выполнять гражданские обязанности.

Первые чувства гражданственности и патриотизма, доступны ли они малышам? Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она – любовь к Родине? Задача педагогов пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества.

         Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного учреждения, стоящей перед каждым педагогом. Как правило, у дошкольников с тяжелыми нарушениями в речевом развитии   наблюдается ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, звуко-слоговой структуры слов, недостаточная сформированность связной речи. Кроме того, можно отметить ограниченность кругозора ребенка, неточные и нечеткие представления об окружающем мире. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, способствует общему развитию ребенка и формированию у детей высокой культуры речи. Опыт работы показывает, что многие дети недостаточно знакомы с творчеством русских поэтов, писателей, композиторов, художников, а ведь это один из важнейших аспектов формирования нравственных качеств, чувства патриотизма

         Современные дети мало знают о своей семье, стране, родном городе, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам по группе, очень редко сострадают чужому горю. Эта проблема стала очень актуальной в настоящее время. Следует отметить, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Однако в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

         Исходя из этого, работа по воспитанию чувства патриотизма у детей включила целый комплекс задач: формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

         Более эффективно осуществлять работу с детьми дошкольного возраста по данному направлению следует посредством художественно-эстетического развития как средства воспитания патриотических чувств.

         Для начала, для дошкольников нужно создать тёплую, уютную атмосферу, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбкой, смехом, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своей Родине.

 

Работа по воспитанию чувства патриотизма у детей включает:

·        формирование бережного отношения к природе и всему живому;

·        воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам;

·        воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

·        формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России;

·        знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

·        развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

У каждого из нас при слове Родина возникают вполне конкретные образы. Для кого-то Родина — это дом родителей, построенный своими руками, для кого-то — это запах парного молока и вкус свежеиспечённого хлеба. Родина — это то место, куда хочется возвращаться снова и снова.

Мы не случайно говорим о родине. Сегодня среди наиболее острых вопросов патриотического воспитания стоит вопрос формирования у дошкольников ценностного отношения к родине. Перед всеми нами стоит задача увлекательно и эффективно проводить работу по данному направлению. В основе этого лежит развитие нравственных чувств, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук.

Речь является важным средством в познании окружающего мира. Каждый педагог в течение дня и в рамках специально организованной деятельности работает над системой развития речи. Сегодня мы говорим о речевых играх по нравственно-патриотическому воспитанию. Развиваем речь в следующих направлениях:

·         обогащение словарного запаса детей;

·         правильное звукопроизношение;

·         лексико-грамматический строй речи;

·         развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;

·         развитие связной речи.

Обогащение словарного запаса детей

Мы обогащаем, активизируем словарь дошкольников словами:

·         Существительные: родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, деревня, село, гимн, герб, флаг.

·         Глаголы: любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.

·         Прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная.

Согласно возрасту мы называем предметы, государственные символы, членов семьи и спрашиваем у детей : «Что это?», «Кто это?»

Развитие правильного звукопроизношения

В данном направлении по вышеуказанным темам подбираются специальные задания и упражнения (чистоговорки, пословицы, речевые и пальчиковые игры). Например:

АША-АША-АША — Россия — родина наша;

ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ- Родину будим беречь;

НУ-НУ-НУ — защитим страну и т. д.

ЛО-ЛО-ЛО — вот родное село

ШЕ-ШЕ-ШЕ-нет нашей Родины краше

ЦА-ЦА-ЦА — это моя улица

ЗА-ЗА-ЗА -РУССКАЯ БЕРЕЗА

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ-РОДИНУ ЛЮБЛЮ

ОТ-ОТ-ОТ- Я РОССИИ ПАТРИОТ

АШ-АШ-АШ-КРЫМ НАШ

АМА – АМА-АМА – у меня есть мама;

АПА – АПА-АПА– мой любимый папа;

АША – АША-АША – Родина наша.Хочу такой сайт

С ребёнком, можно поиграть в такие игры для расширения словарного запаса как:

1 Как зовут маму и папу?

2 С кем ты живёшь?

3 В каком городе ты живёшь?

4 Угадай о ком я говорю?

Любимая, заботливая, нежная – мама;

Добрая, ласковая, милая – бабушка;

Младший, непоседливый, драчливый – брат;

Серьезный, сильный, трудолюбивый – папа;

Весёлая, умная, красивая, старательная – сестра;

Добрый, серьезный, умный – дедушка.

Пальчиковые игры о семье, о родине. Их огромное количество.

Мы обогащаем, активизируем словарь дошкольников словами:

·         Существительные: родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, деревня, село, гимн, герб, флаг.

·         Глаголы: любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.

·         Прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная.

Согласно возрасту мы называем предметы, государственные символы, членов семьи и спрашиваем у детей: «Что это?», «Кто это?»

Используются логопедические игры, например 

«Посчитай» медали (ордена), правильно согласовывая слова», - согласование числительных с существительными.

«Страна Гигантия и страна Лилипутия»- звезда-звёздочка, солдат-солдатик- отработка уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.

Словообразование: граница- пограничник, кавалерия- кавалерист и т.д.

Преобразование прилагательных от существительных: слово- солдат (каша -солдатская. (какая?) ремень- солдатский (какой?), сапоги — солдатские (какие?).Глаголы (действие предмета) летчик — летает; солдат — защищает, пограничник — охраняет.

«Закончи предложение»

Родина у нас одна,

Очень сильная …(она).

Защищает нас … (она).

«Узнай из какой сказки герой»

Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза

«Услышь звук», «Выбери слово»-

например, где первый звук гласный ОТЕЧЕСТВО или РОДИНА, ОБЛАСТЬ или КРАЙ, первый звук звонкий согласный: ГОРОД или СЕЛО, КРАЙ или ДЕРЕВНЯ

«Какое слово лишнее и почему?»

Россия, российский, роса, россияне.

Родина, родной, родители, радость.

Отец, Отечество, отчаяние, отчий.

«Прошагай название города», «Прошагай название сел, деревень»

Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Наши дети должны продолжать славную историю России. Сегодня мы готовим их к этому!

Таким образом на своих занятиях учитель-логопед ДОУ создаёт условия, которые способствуют правильному формированию нравственно- патриотических чувств ребенка дошкольного возраста.

         Ежедневно прибывая в познавательной, грамотно оформленной развивающей среде, ребенок обогащает свою речь.

 

 учитель – логопед                                                              О. В. Комарницкая

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2025

Дата обновления: 20.05.2025

Дата публикации: 20.05.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».