ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
20.05.2025
В современных условиях
социальным и государственным приоритетом становится воспитание
ребенка-человека-гражданина. В детях необходимо развивать нравственную и
эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление
человека-патриота. Патриотическое воспитание направленно на формирование и
развитие личности, обладающей качествами патриота-гражданина Родины и способной
выполнять гражданские обязанности.
Первые чувства гражданственности
и патриотизма, доступны ли они малышам? Как же объяснить детям, воспитанным на
заморских играх и фильмах, для чего она – любовь к Родине? Задача педагогов
пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у
детей черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества.
Воспитание
нравственно-патриотических чувств дошкольников является одной из важнейших
задач дошкольного учреждения, стоящей перед каждым педагогом. Как правило, у
дошкольников с тяжелыми нарушениями в речевом развитии наблюдается ограниченный словарный запас,
нарушение грамматического строя речи, звуко-слоговой структуры слов,
недостаточная сформированность связной речи. Кроме того, можно отметить ограниченность
кругозора ребенка, неточные и нечеткие представления об окружающем мире.
Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно
наблюдать в окружающей жизни, способствует общему развитию ребенка и
формированию у детей высокой культуры речи. Опыт работы показывает, что многие
дети недостаточно знакомы с творчеством русских поэтов, писателей,
композиторов, художников, а ведь это один из важнейших аспектов формирования
нравственных качеств, чувства патриотизма
Современные
дети мало знают о своей семье, стране, родном городе, особенностях народных
традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам по
группе, очень редко сострадают чужому горю. Эта проблема стала очень актуальной
в настоящее время. Следует отметить, что в настоящее время выходит достаточно
много методической литературы по данному вопросу. Однако в ней освящаются лишь
отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных
видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного
вопроса.
Исходя
из этого, работа по воспитанию чувства патриотизма у детей включила целый
комплекс задач: формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам;
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
улице, городу; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение
представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб,
флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения
страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Более
эффективно осуществлять работу с детьми дошкольного возраста по данному
направлению следует посредством художественно-эстетического развития как
средства воспитания патриотических чувств.
Для
начала, для дошкольников нужно создать тёплую, уютную атмосферу, чтобы каждый
день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбкой, смехом, весёлыми
играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной
улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет
вырастать более сложное образование – чувство любви к своей Родине.
Работа
по воспитанию чувства патриотизма у детей включает:
·
формирование
бережного отношения к природе и всему живому;
·
воспитание
уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам;
·
воспитание
у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,
городу;
·
формирование
элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах
России;
·
знакомство
детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
·
развитие
чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности,
чувства уважения к другим народам, их традициям.
У каждого из нас при слове Родина
возникают вполне конкретные образы. Для кого-то Родина — это дом родителей,
построенный своими руками, для кого-то — это запах парного молока и вкус
свежеиспечённого хлеба. Родина — это то место, куда хочется возвращаться снова
и снова.
Мы не случайно говорим о родине. Сегодня
среди наиболее острых вопросов патриотического воспитания стоит вопрос
формирования у дошкольников ценностного отношения к родине. Перед всеми нами
стоит задача увлекательно и эффективно проводить работу по данному направлению. В
основе этого лежит развитие нравственных чувств, чтобы слова «Я люблю свою
Родину» не превратились в пустой звук.
Речь
является важным средством в познании окружающего мира. Каждый педагог в течение
дня и в рамках специально организованной деятельности работает над системой
развития речи. Сегодня мы говорим о речевых играх по
нравственно-патриотическому воспитанию. Развиваем речь в следующих направлениях:
·
обогащение
словарного запаса детей;
·
правильное
звукопроизношение;
·
лексико-грамматический
строй речи;
·
развитие
фонематического слуха, анализа и синтеза;
·
развитие
связной речи.
Обогащение словарного запаса детей
Мы обогащаем, активизируем словарь
дошкольников словами:
·
Существительные:
родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, деревня,
село, гимн, герб, флаг.
·
Глаголы:
любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.
·
Прилагательные:
любимая, единственная, огромная, прекрасная.
Согласно возрасту мы называем предметы,
государственные символы, членов семьи и спрашиваем у детей : «Что это?», «Кто
это?»
Развитие
правильного звукопроизношения
В данном направлении по вышеуказанным
темам подбираются специальные задания и упражнения (чистоговорки, пословицы,
речевые и пальчиковые игры). Например:
АША-АША-АША — Россия — родина наша;
ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ- Родину будим беречь;
НУ-НУ-НУ — защитим страну и т. д.
ЛО-ЛО-ЛО — вот родное село
ШЕ-ШЕ-ШЕ-нет нашей Родины краше
ЦА-ЦА-ЦА — это моя улица
ЗА-ЗА-ЗА -РУССКАЯ БЕРЕЗА
ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ-РОДИНУ ЛЮБЛЮ
ОТ-ОТ-ОТ- Я РОССИИ ПАТРИОТ
АШ-АШ-АШ-КРЫМ НАШ
АМА – АМА-АМА – у меня есть мама;
АПА – АПА-АПА– мой любимый папа;
С ребёнком, можно поиграть в такие игры для расширения словарного запаса
как:
1 Как зовут маму и папу?
2 С кем ты живёшь?
3 В каком городе ты живёшь?
4 Угадай о ком я говорю?
Любимая, заботливая, нежная – мама;
Добрая, ласковая, милая – бабушка;
Младший, непоседливый, драчливый – брат;
Серьезный, сильный, трудолюбивый – папа;
Весёлая, умная, красивая, старательная –
сестра;
Добрый, серьезный, умный – дедушка.
Пальчиковые игры о семье, о родине. Их
огромное количество.
Мы обогащаем, активизируем словарь дошкольников словами:
·
Существительные:
родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, деревня,
село, гимн, герб, флаг.
·
Глаголы:
любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.
·
Прилагательные:
любимая, единственная, огромная, прекрасная.
Согласно возрасту мы называем предметы,
государственные символы, членов семьи и спрашиваем у детей: «Что это?», «Кто
это?»
Используются логопедические игры,
например
«Посчитай» медали (ордена), правильно
согласовывая слова», - согласование числительных с существительными.
«Страна
Гигантия и страна Лилипутия»- звезда-звёздочка, солдат-солдатик- отработка
уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
Словообразование: граница- пограничник, кавалерия- кавалерист и т.д.
Преобразование прилагательных от существительных:
слово- солдат (каша -солдатская. (какая?) ремень- солдатский (какой?), сапоги —
солдатские (какие?).Глаголы (действие предмета) летчик — летает; солдат — защищает,
пограничник — охраняет.
«Закончи предложение»
Родина у нас одна,
Очень сильная …(она).
Защищает нас … (она).
«Узнай из какой сказки
герой»
Развитие
фонематического слуха, анализа и синтеза
«Услышь
звук», «Выбери слово»-
например, где первый звук гласный
ОТЕЧЕСТВО или РОДИНА, ОБЛАСТЬ или КРАЙ, первый звук звонкий согласный: ГОРОД
или СЕЛО, КРАЙ или ДЕРЕВНЯ
«Какое
слово лишнее и почему?»
Россия, российский, роса, россияне.
Родина, родной, родители, радость.
Отец, Отечество, отчаяние, отчий.
«Прошагай название города», «Прошагай
название сел, деревень»
Нам хочется пробудить в детях чувство
гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей,
освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Наши дети должны продолжать славную
историю России. Сегодня мы готовим их к этому!
Таким образом на
своих занятиях учитель-логопед ДОУ создаёт условия, которые способствуют
правильному формированию нравственно- патриотических чувств ребенка дошкольного
возраста.
Ежедневно прибывая в познавательной,
грамотно оформленной развивающей среде, ребенок обогащает свою речь.
учитель – логопед
О. В. Комарницкая
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.05.2025
Дата обновления: 20.05.2025
Дата публикации: 20.05.2025