Речедвигательный тренинг в профилактической работе учителя - логопеда
21.08.2025
Речедвигательный
тренинг в профилактической работе учителя - логопеда —
это система физиологически
обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении
которых участвуют общая и мелкая моторика.
Речедвигательный тренинг – это нормализация
межанализаторного взаимодействия, то есть, взаимодействия моторного и речевого
анализаторов. Артикуляционная
гимнастика
является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений
звукопроизношения любой этиологии.
Естественнонаучная
основа речедвигательного тренинга складывается из комплекса научных дисциплин
(анатомии, физиологии, невропатологии, специальной педагогики, психологии),
которые располагают необходимыми данными о взаимодействии движения и речи.
Технология
речедвигательного тренинга предусматривает трехуровневую модель развития
речевого праксиса. В качестве теоретической основы использована теория Николая
Александровича Бернштейна. В соответствии с этой теорией двигательный
анализатор имеет многоуровневую организацию, каждый этаж в «вертикальной»
иерархии структурной организации головного мозга (ствол, средний мозг, корковые
первичные, вторичные и третичный центры) выполняет определенные задачи в
обеспечении того или иного класса двигательных регуляций, что соответствует
определенному уровню в схеме Бернштейна. Согласно этой теории, любой
двигательный навык в процессе становления имеет определенный ведущий уровень,
обеспечивающий сознательный контроль выполняемых операций (Н.А. Бернштейн,
1947).
Технология речедвигательного тренинга направлена на развитие:
Неречевых процессов — слухового и зрительного
восприятия, внимания (объем, концентрация, переключение, устойчивость,
распределение), аудиальной, визуальной моторной памяти, пространственного мышления.
Знакомит детей с телом, снижает психоэмоциональное и телесное напряжение.
Развитие речи и моторных особенностей — совершенствование выразительности
речи, формирование фонематического слуха, развитие правильного дыхания,
зрительно-моторной координации. А также точности, плавности и
координированности движений, активизации психомоторики.
Средством
речедвигательного тренинга являются: двигательные упражнения, дыхательная
гимнастика, массаж и самомассаж кистей рук и пальчиков, вокалотерапия, тонирование,
продуктивные виды деятельности (лепка и рисование), телесно-ориентированные
техники, психогимнастические упражнения, элементы «Беби-йоги», ауторелаксация.
К
методическим приемам речедвигательного тренинга относятся: показ упражнений,
сопряженное, сопряженно-отраженное и совместное выполнение движений, словесная
инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения,
самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Речедвигательный
тренинг как метод коррекции рекомендован для работы с детьми дошкольного возраста,
имеющими легкие задержки психоречевого и психомоторного развития, а также
другие нервно-психические расстройства, находящимися на грани здоровья и
болезни.
Известно,
что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует
тесная связь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи
способствует формированию правильного произношения, активизирует мыслительные
процессы, расширяет эмоционально-волевую сферу ребёнка. Достаточный уровень развития
речи и моторики облегчает социальную адаптацию ребёнка, создаёт фундамент для
усвоения более сложных знаний и навыков.
учитель – логопед О. В. Комарницкая
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.08.2025
Дата обновления: 22.08.2025
Дата публикации: 21.08.2025