Речедвигательный тренинг в профилактической работе учителя - логопеда

21.08.2025

Речедвигательный тренинг в профилактической работе учителя - логопеда —

это система физио­логически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика.

Речедвигательный тренинг – это нормализация межанализаторного взаимодействия, то есть, взаимодействия моторного и речевого анализаторов.  Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

Естественнонаучная основа речедвигательного тренинга складывается из комплекса научных дис­циплин (анатомии, физиологии, невропатологии, спе­циальной педагогики, психологии), которые распо­лагают необходимыми данными о взаимодействии движения и речи.

Технология речедвигательного тренинга предусмат­ривает трехуровневую модель развития речевого праксиса. В качестве теоретической основы использована теория Николая Александровича Бернштейна. В со­ответствии с этой теорией двигательный анализатор имеет многоуровневую организацию, каждый этаж в «вертикальной» иерархии структурной организации головного мозга (ствол, средний мозг, корковые пер­вичные, вторичные и третичный центры) выполняет определенные задачи в обеспечении того или иного класса двигательных регуляций, что соответствует определенному уровню в схеме Бернштейна. Согласно этой теории, любой двигательный навык в процессе становления имеет определенный ведущий уровень, обеспечивающий сознательный контроль выполняемых операций (Н.А. Бернштейн, 1947).

Технология речедвигательного тренинга направлена на развитие:

Неречевых процессов — слухового и зрительного восприятия, внимания (объем, концентрация, пере­ключение, устойчивость, распределение), аудиальной, визуальной моторной памяти, пространственного мыш­ления. Знакомит детей с телом, снижает психоэмоци­ональное и телесное напряжение.

Развитие речи и моторных особенностей — совершенствование выразительности речи, формирование фо­нематического слуха, развитие правильного дыхания, зрительно-моторной координации. А также точности, плавности и координированности движений, активи­зации психомоторики.

Средством речедвигательного тренинга являются: двигательные упражнения, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж кистей рук и пальчиков, вокалотерапия, тонирование, продуктивные виды деятель­ности (лепка и рисование), телесно-ориентированные техники, психогимнастические упражнения, элемен­ты «Беби-йоги», ауторелаксация.Хочу такой сайт

К методическим приемам речедвигательного тре­нинга относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряженно-отраженное и совместное выполнение дви­жений, словесная инструкция, пояснение с конкрет­ным показом речедвигательного движения, самостоя­тельная продуктивная деятельность детей.

Речедвигательный тренинг как метод коррекции рекомендован для работы с детьми дошкольного воз­раста, имеющими легкие задержки психоречевого и психомоторного развития, а также другие нервно-психические расстройства, находящимися на грани здоровья и болезни.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, активизирует мыслительные процессы, расширяет эмоционально-волевую сферу ребёнка. Достаточный уровень развития речи и моторики облегчает социальную адаптацию ребёнка, создаёт фундамент для усвоения более сложных знаний и навыков.

учитель – логопед О. В. Комарницкая

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.08.2025

Дата обновления: 22.08.2025

Дата публикации: 21.08.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».