Артикуляционная гимнастика

16.09.2025

Артикуляционная гимнастика

– это один из самых эффективных способов, помогающих преодолеть речевые нарушения у детей.

Основная цель логопедических упражнений – выработать у детей полноценные движения и определенное положение речевых органов, научить преобразованию простейших артикуляционных движений в более сложные для верного произношения каждого конкретного звука и слова.

Основными задачами артикуляционной гимнастики является укрепление органов артикуляции и их корректная работа. Для этого учитель-логопед работает с:

1.      языком (задача – укрепить мышцы, развить подвижность, растянуть подъязычную связку, научить удерживать язык в широком и узком положениях, в форме чашечки);

2.      губами (задача – укрепить мышцы, развить их гибкость, научить удерживать в конкретной позиции);

3.      щеками (задача – упрочнить мускулатуру, развить координацию движений);

4.      нёбом (задача – научить малыша контролировать подъем и опускание верхней челюсти, достичь подвижности мягкого нёба);

5.      нижней челюстью (задача – развить гибкость и маневренность).

Упражнения  артикуляционной гимнастики

 

«Заборчик»
Выполнение. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания: Прикус должен быть естественным. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

«Дудочка»
Выполнение. Зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой. Удерживать данное положение под счёт до 5.

Выполнять 6 – 8 раз. 

Методические указания: следить, чтобы ребёнок удерживал губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени.

«Заборчик» - «Дудочка»

Выполнение. Поочерёдное выполнение упражнений

«Заборчик» - «Дудочка»

 (8 - 10 раз). По указанию взрослого  («Заборчик» - «Дудочка», «Заборчик» - «Дудочка» - ... и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение. 

Методические указания: См. выше.

«Лопатка»
Выполнение. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Выполнять 6 – 8 раз.
Методические указания: Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. Не высовывать язык далеко, он должен только прикрывать нижнюю губу.

«Иголочка»
Выполнение. Приоткрыть рот,

слегка высунуть язык изо рта. Сделать его узким («как иголочка»), удерживать в таком положении под счёт до 5-10.
Методические указания: Следить, чтобы язык был узким; его края не должны касаться углов рта. Стараться удерживать язык в спокойном состоянии.

«Часики»
Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз – два» переводить язык из одного угла рта в другой.

Методические указания: Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Темп выполнения не должен быть быстрым.

«Качели»
Выполнение. Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. По указанию взрослого («вверх» - «вниз» - «вверх» - «вниз» - ... и т.д.) ребёнок должен поочерёдно поднимать язык вверх и опускать вниз, тянуться то к носу, то к подбородку. Методические указания: Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Следить, чтобы при подъёме языка рот был приоткрыт, нижняя губа не подталкивала язык вверх.

«Почистим зубки»

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком

вправо – влево. Выполнять 5 – 6 раз.

Методические указания: Язык находится с внутренней стороны зубов, не высовывается из ротовой полости.  Нижняя челюсть неподвижна. Темп выполнения не должен быть быстрым.

 «Маляр»

 Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Выполнять 8 – 10 раз. 

Методические указания. Следить. Чтобы язык был широким. Нижняя челюсть неподвижна. Нижняя губа не должна натягиваться на нижнюю челюсть.

«Чашечка»

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, края языка поднять вверх в форме чашечки. Удерживать в данном положении под счёт до 5. выполнять 5 – 6 раз.
Методические указания: Рот открыт; нижняя челюсть не должна подталкивать язык вверх. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы (на начальных этапах можно придерживать её пальцем).

«Вкусное варенье»

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем). Выполнять 8 – 10 раз.

Методические указания: Язык должен двигаться сверху вниз (а не влево - вправо). Рот открыт; нижняя челюсть неподвижна, не подталкивает язык вверх. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.Хочу такой сайт

«Грибок»

 Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу (это шляпка грибка, а подъязычная уздечка – ножка). Держать под счёт до 3-10 (время выполнения увеличивать постепенно), выполнять 3 – 4 раза. Методические указания: Губы должны быть в улыбке. Кончик языка не должен подворачиваться

«Гармошка»

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу (как в упражнении «Грибок»). Не отрывая языка, закрывать и открывать рот. Выполнять под счёт до 3 – 10 (время выполнения увеличивать постепенно). Со временем стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык вверху.
Методические указания: Губы должны быть в положении улыбки. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были неподвижны.

«Фокус»

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания: Следить, чтобы нижняя челюсть была    неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.

 «Барабан»

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

Методические указания: Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара - не был хлюпающим. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя.

«Шарик»

Выполнение. Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

Методические указания: Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Темп выполнения не должен быть быстрым.

«Расчёска»

Выполнение. Улыбнуться, закусить язык зубами. "Протаскивать" язык между зубами вперёд-назад, как бы "причёсывая" его.

Методические указания: Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

  «Месим тесто»

Выполнение. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 - 10.

Методические указания: Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Памятка по проведению артикуляционной гимнастики:

1.  Артикуляционная гимнастика выполняется сидя. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого. Сначала упражнения выполняем медленно, затем темп постепенно

ускоряется.

2.  В начале артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный

контроль. Позже зеркало можно убрать.

3.  Гимнастика проводится в форме игры. Инструкция

по выполнению упражнения дается поэтапно. Взрослый

контролирует выполнение упражнений ребенком.

4.  Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы.

Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

5.  Необходимо следить за качеством выполняемых ребенком движений. Взрослый должен фиксировать

артикуляционную позу, выполняемую ребенком, под счет.

6.  Во время проведения артикуляционной гимнастики подбадривайте ребенка, не акцентируйте внимание на неудачах.

7.  Упражнения нужно проводить ежедневно, не менее двух раз в день

   

учитель – логопед О. В. Комарницкая

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.09.2025

Дата обновления: 18.09.2025

Дата публикации: 16.09.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».