Многофункциональное дидактическое пособие «Фетровая сказка» в работе учителя - логопеда
16.09.2025
Дидактические игры
широко распространены в системе дошкольного воспитания; они известны как игры
обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не
выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане
оказывается игровая задача.
На характер
игрового действия влияет дидактический материал и дидактическая игрушка. Малыши
постигают способ игрового действия, упражняясь в действии с
игрушками-вкладышами (матрешки), сборными игрушками (пирамидки, башенки),
устройство которых само подсказывает правильный порядок действия; можно пользоваться
бросовым и природным материалом, но его дети могут легко сломать, помять. А вот
с фетром таких проблем не возникает, т. к. это уникальный, безопасный материал
для работы на занятиях с детьми раннего возраста.
Пособие «Фетровая сказка» обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно
насыщено, трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно и безопасно. «Фетровая сказка» - это обучающий инструмент с
интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и
обучающие цели и задачи. Многофункциональное пособие, направленное на решение
одновременно нескольких задач, предназначено для работы с детьми разных
возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка,
подходит для работы с детьми с ОВЗ. Вариации упражнений, да и сами игры не
имеют пределов. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами.
Поскольку все игры самостоятельны и имеют свои
образовательные задачи, их можно включать в любую образовательную деятельность
и постоянно пополнять.
По
некоторой версии, фетр возник почти 400 лет назад. Его название с французского
переводится как «войлок». Но состав в отличие от войлока, значительно мягче. Этот
материал отличается мягкостью, теплотой, что тоже немаловажно для тактильного
восприятия детей. Поверхность фетра абсолютно одинакова с обеих сторон, не
имеет лицевой и изнаночной стороны, податлив в использовании, легко пришивается
и приклеивается, края его не осыпаются, не имеет изнаночной и лицевой стороны,
прочен на износ, не вызывает аллергии, приятный на ощупь, ворсинки на этом
чудесном материале способствуют развитию тактильной моторики ребенка,
привлекает внимание детей.
Дидактические
игры из текстиля и фетра – это наилучшая развивающая среда для малыша.
Играя в них, малыш
развивает мышление, фантазию, чувство цвета и мелкую моторику пальчиков. Демонстрационный материал:
Елочки, ёжики, грибочки, зайчики, морковки,
овощи - служат как наглядное пособие.
«Разложи ежей под елочками», «Морковки для
зайчат», «Из каких фигур составлена машина, назови цвет», «Геометрические
фигуры и цвет», «Домашние животные», «Поможем маме сварить борщ?».
На
«Полянку» осенью пришла «Веселая семейка ежей». В развивающем пособии -
«Чудо–деревья», легко учим времена года и их признаки. Ребята с большим
удовольствием учатся составлять предложения, общаться и фантазировать. Используется как в организационной совместной
деятельности взрослого с ребенком, так и в самостоятельной деятельности детей.
С ПОМОЩЬЮ ФЕТРОВЫХ ПОСОБИЙ ПРОИСХОДИТ:
-
знакомство
с понятиями «справа – слева», «рядом», «друг за другом» в сказке «Репка».
-
развитие звукоподражания, умение пользоваться интонациями, выражающими
разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, восхищение,
жалость), («Кто как говорит» в сказках «Колобок» и «Три поросенка»)
-
закрепление знания цвета («Назови какого цвета герой?» (колобок - жёлтый, лиса
- оранжевая, мышка - серая).
-
учить счёт в пределах трёх. (сказка «Три
поросенка»)
-
развитие коммуникативных качеств.
Работа по развитию речи ребенка на основе взаимодействия с фетровой сказкой
«Репка»
1 этап работы: артикуляционная
гимнастика.
Проснулся как-то утром дед (даем ребенку в руки
фигурку деда), открыл окно (упражнение «Окошко») и начал делать зарядку
(упражнение «Качели»). Затем дед выпил чашечку чая (упражнение «Чашечка») с
вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Вышел дед в огород – прикрепляем
фигурку деда к тактильной книге, где стоят ровный и красивый забор (упражнение
«Забор», обращаем внимание ребенка на заборчик, сделанный в тактильной книге) и
решил посадить репку (даем ребенку в руки фигуру репки), начал дед ямку копать
(упражнение «Лопата»). Начала репка расти (упражнение «Парус») – прикрепляем
репку к тактильной книге.
2 этап работы: взрослый рассказывает сказку «Репка». Взрослый рассказывает сказку ребенку вслух, давая
познакомиться с каждым персонажем. Ребенок в этот момент трогает персонажей
книги, прикрепляет их и отлепляет – производит с ними различные действия. Это
снимает напряжение ребенка, связанное со сложностью задачи пересказа сказки
самостоятельно; вхождение в воображаемую ситуацию пробуждает желание рассказать
в дальнейшем об увиденном.
3 этап работы: отработка произношения отдельных слов.
Взрослый подробнее останавливается на
произношении тех слов, которые в процессе взаимодействия с ребенком, показались
ребенку трудными, или являются новыми для ребенка, или тактильные образы этих
слов вызвали у ребенка особый интерес.
4 этап работы: совместный рассказ сказки взрослого и ребенка.
Взрослый повторно рассказывает сказку, делая
пропуски в текста, предлагая ребенку самостоятельно вставить слова. Например,
посадил дед…, выросла … большая, пребольшая. Позвал дед… и т.д.
5 этап работы: воспроизведение сказки ребенком.
Ребенок самостоятельно рассказывает сказку
«Репка».
Ни
одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут
интересны ребенку. И тут задача взрослых, поддержать ребенка, при необходимости
оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.
Работа по развитию речи ребенка на основе взаимодействия с фетровой сказкой
«Теремок»
«Вспомни сказку»
- Угадай, из какой сказки пришли герои?
- Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно
или с помощью воспитателя рассказывает сказку).
- Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй?
Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?
«Кто, где живёт?»
Взрослый размещает зверей в окнах-кармашках,
предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?
- Этот зверь живёт над волком. Это…
- Этот зверь живёт над лисой. Это …
- Этот зверь живёт под мышкой. Это …
- Этот зверь живёт под лягушкой. Это …
- Этот зверь живёт между волком и зайцем. Это…
- Этот - между мышкой и медведем. Это …
Затем ребёнок сам загадывает загадки
проговаривая слова над, под, между
«Посели жильцов»
Взрослый предлагает заселить зверей по
квартирам.
Мышка будет жить на третьем этаже слева.
Лиса – на втором этаже справа.
Медведь – на первом этаже слева.
Заяц на третьем этаже справа.
Лягушка – на втором этаже слева.
Волк – на первом этаже справа.
«Подбери картинки с заданным звуком»
Взрослый ставит в верхнее окошко букву,
обозначающую звук […] (либо другой закрепляемый звук) и предлагает ребенку
найти картинки с этим звуком.
«Слоговые песенки»
-Вечером все жильцы в "Теремке" устраивают
концерт. Каждый поёт свою любимую песенку. Давай петь вместе с ними! Слушай
внимательно и повторяй песенки вместе с мышкой. А теперь вместе с лисичкой, а
теперь с медведем. Постарайся не ошибаться!"
Работа по развитию речи ребенка на основе взаимодействия с фетровой сказкой
«Колобок»
1. Предложить детям
рассмотреть фигурки , найти и показать домик, окно, дорожку и т. д.
2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на
предметные картинки). Рассказывайте (читайте) сказку по тексту, приостанавливаясь
при появлении каждого героя.
По ходу действия сказки дети последовательно
расставляют персонажей на лотке и называет каждого героя.
3. Развитие грамматической стороны речи.
Предложите детям рассказать, кого встретил Колобок. (Зайца, волка, медведя,
лису.)
Попросите договаривать фразу, глядя на
изображения колобка и лисы. Ок, ок, ок, у меня. (колобок). Ка, ка, ка, нет уже.
(колобка). Ок, ок, ок, лиса съела. (колобок).
4. Развитие зрительного внимания. Поставьте на
лоток фигурки персонажей. Предложите детям внимательно посмотреть на них.
Попросите детей отвернуться, а сами в этот момент уберите одну фигурку.
Предложите им повернуться и спросите: «Кто спрятался?»
Поиграйте так 3-4 раза.
5. Развитие сенсорных представлений. Предложите
детям посмотреть на фигурки персонажей сказки и ответить, кто из них самый
большой, а кто — самый маленький. Попросите расставить зверей по росту (от
самого большого до самого маленького).
7. Развитие мышления и грамматики (употребление
предлога «у»). Предложите детям внимательно посмотреть на картинки и отгадать
загадки.
У кого длинные уши? (У зайца.)
У кого рыжая шубка и пушистый хвост? (У лисы.)
У кого вкусный бочок, нет ни рук, ни ног? (У
колобка.)
У кого серая шуба, острые зубы? (У волка.)
учитель
- логопед О. В. Комарницкая
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.09.2025
Дата обновления: 21.09.2025
Дата публикации: 16.09.2025