Многофункциональное дидактическое пособие «Фетровая сказка» в работе учителя - логопеда

16.09.2025

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания; они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача.

На характер игрового действия влияет дидактический материал и дидактическая игрушка. Малыши постигают способ игрового действия, упражняясь в действии с игрушками-вкладышами (матрешки), сборными игрушками (пирамидки, башенки), устройство которых само подсказывает правильный порядок действия; можно пользоваться бросовым и природным материалом, но его дети могут легко сломать, помять. А вот с фетром таких проблем не возникает, т. к. это уникальный, безопасный материал для работы на занятиях с детьми раннего возраста.

 Пособие «Фетровая сказка» обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщено, трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно и безопасно. «Фетровая сказка» - это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи. Многофункциональное пособие, направленное на решение одновременно нескольких задач, предназначено для работы с детьми разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, подходит для работы с детьми с ОВЗ. Вариации упражнений, да и сами игры не имеют пределов. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами.
Поскольку все игры самостоятельны и имеют свои образовательные задачи, их можно включать в любую образовательную деятельность и постоянно пополнять.

По некоторой версии, фетр возник почти 400 лет назад. Его название с французского переводится как «войлок». Но состав в отличие от войлока, значительно мягче. Этот материал отличается мягкостью, теплотой, что тоже немаловажно для тактильного восприятия детей. Поверхность фетра абсолютно одинакова с обеих сторон, не имеет лицевой и изнаночной стороны, податлив в использовании, легко пришивается и приклеивается, края его не осыпаются, не имеет изнаночной и лицевой стороны, прочен на износ, не вызывает аллергии, приятный на ощупь, ворсинки на этом чудесном материале способствуют развитию тактильной моторики ребенка, привлекает внимание детей.

Дидактические игры из текстиля и фетра – это наилучшая развивающая среда для малыша.

Играя в них, малыш развивает мышление, фантазию, чувство цвета и мелкую моторику пальчиков. Демонстрационный материал:

 Елочки, ёжики, грибочки, зайчики, морковки, овощи - служат как наглядное пособие.

 «Разложи ежей под елочками», «Морковки для зайчат», «Из каких фигур составлена машина, назови цвет», «Геометрические фигуры и цвет», «Домашние животные», «Поможем маме сварить борщ?».

На «Полянку» осенью пришла «Веселая семейка ежей». В развивающем пособии - «Чудо–деревья», легко учим времена года и их признаки. Ребята с большим удовольствием учатся составлять предложения, общаться и фантазировать.  Используется как в организационной совместной деятельности взрослого с ребенком, так и в самостоятельной деятельности детей. С ПОМОЩЬЮ ФЕТРОВЫХ ПОСОБИЙ ПРОИСХОДИТ:

- знакомство с понятиями «справа – слева», «рядом», «друг за другом» в сказке «Репка».

- развитие звукоподражания, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, восхищение, жалость), («Кто как говорит» в сказках «Колобок» и «Три поросенка»)

- закрепление знания цвета («Назови какого цвета герой?» (колобок - жёлтый, лиса - оранжевая, мышка - серая).

- учить счёт в пределах трёх.  (сказка «Три поросенка»)Хочу такой сайт

- развитие коммуникативных качеств.

 

Работа по развитию речи ребенка на основе взаимодействия с фетровой сказкой «Репка»

1 этап работы: артикуляционная гимнастика.
Проснулся как-то утром дед (даем ребенку в руки фигурку деда), открыл окно (упражнение «Окошко») и начал делать зарядку (упражнение «Качели»). Затем дед выпил чашечку чая (упражнение «Чашечка») с вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Вышел дед в огород – прикрепляем фигурку деда к тактильной книге, где стоят ровный и красивый забор (упражнение «Забор», обращаем внимание ребенка на заборчик, сделанный в тактильной книге) и решил посадить репку (даем ребенку в руки фигуру репки), начал дед ямку копать (упражнение «Лопата»). Начала репка расти (упражнение «Парус») – прикрепляем репку к тактильной книге.
2 этап работы: взрослый рассказывает сказку «Репка». Взрослый рассказывает сказку ребенку вслух, давая познакомиться с каждым персонажем. Ребенок в этот момент трогает персонажей книги, прикрепляет их и отлепляет – производит с ними различные действия. Это снимает напряжение ребенка, связанное со сложностью задачи пересказа сказки самостоятельно; вхождение в воображаемую ситуацию пробуждает желание рассказать в дальнейшем об увиденном.
3 этап работы: отработка произношения отдельных слов.
Взрослый подробнее останавливается на произношении тех слов, которые в процессе взаимодействия с ребенком, показались ребенку трудными, или являются новыми для ребенка, или тактильные образы этих слов вызвали у ребенка особый интерес.
4 этап работы: совместный рассказ сказки взрослого и ребенка.
Взрослый повторно рассказывает сказку, делая пропуски в текста, предлагая ребенку самостоятельно вставить слова. Например, посадил дед…, выросла … большая, пребольшая. Позвал дед… и т.д.
5 этап работы: воспроизведение сказки ребенком.
Ребенок самостоятельно рассказывает сказку «Репка».

Ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.

Работа по развитию речи ребенка на основе взаимодействия с фетровой сказкой «Теремок»

«Вспомни сказку»
- Угадай, из какой сказки пришли герои?
- Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью воспитателя рассказывает сказку).
- Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?
«Кто, где живёт?»
Взрослый размещает зверей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?
- Этот зверь живёт над волком. Это…
- Этот зверь живёт над лисой. Это …
- Этот зверь живёт под мышкой. Это …
- Этот зверь живёт под лягушкой. Это …
- Этот зверь живёт между волком и зайцем. Это…
- Этот - между мышкой и медведем. Это …
Затем ребёнок сам загадывает загадки проговаривая слова над, под, между
«Посели жильцов»
Взрослый предлагает заселить зверей по квартирам.
Мышка будет жить на третьем этаже слева.
Лиса – на втором этаже справа.
Медведь – на первом этаже слева.
Заяц на третьем этаже справа.
Лягушка – на втором этаже слева.
Волк – на первом этаже справа.
«Подбери картинки с заданным звуком»
Взрослый ставит в верхнее окошко букву, обозначающую звук […] (либо другой закрепляемый звук) и предлагает ребенку найти картинки с этим звуком.
«Слоговые песенки»
-Вечером все жильцы в "Теремке" устраивают концерт. Каждый поёт свою любимую песенку. Давай петь вместе с ними! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с мышкой. А теперь вместе с лисичкой, а теперь с медведем. Постарайся не ошибаться!"

Работа по развитию речи ребенка на основе взаимодействия с фетровой сказкой «Колобок»

1. Предложить детям рассмотреть фигурки , найти и показать домик, окно, дорожку и т. д.
2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). Рассказывайте (читайте) сказку по тексту, приостанавливаясь при появлении каждого героя.
По ходу действия сказки дети последовательно расставляют персонажей на лотке и называет каждого героя.
3. Развитие грамматической стороны речи. Предложите детям рассказать, кого встретил Колобок. (Зайца, волка, медведя, лису.)
Попросите договаривать фразу, глядя на изображения колобка и лисы. Ок, ок, ок, у меня. (колобок). Ка, ка, ка, нет уже. (колобка). Ок, ок, ок, лиса съела. (колобок).
4. Развитие зрительного внимания. Поставьте на лоток фигурки персонажей. Предложите детям внимательно посмотреть на них. Попросите детей отвернуться, а сами в этот момент уберите одну фигурку. Предложите им повернуться и спросите: «Кто спрятался?»
Поиграйте так 3-4 раза.
5. Развитие сенсорных представлений. Предложите детям посмотреть на фигурки персонажей сказки и ответить, кто из них самый большой, а кто — самый маленький. Попросите расставить зверей по росту (от самого большого до самого маленького).
7. Развитие мышления и грамматики (употребление предлога «у»). Предложите детям внимательно посмотреть на картинки и отгадать загадки.
У кого длинные уши? (У зайца.)
У кого рыжая шубка и пушистый хвост? (У лисы.)
У кого вкусный бочок, нет ни рук, ни ног? (У колобка.)
У кого серая шуба, острые зубы? (У волка.)

учитель - логопед О. В. Комарницкая

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.09.2025

Дата обновления: 21.09.2025

Дата публикации: 16.09.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».