Мастер-класс для родителей и детей подготовительной к школе группы "Звуковой анализ и синтез слов"
13.10.2025
Цель: познакомить родителей
с играми на развитие звукового
анализа и синтеза слов.
Задачи:
•
способствовать
формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа и синтеза слов,
приёмах работы в семье;
•
создать
условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком
полученных знаний, речевых умений;
•
содействовать
формированию адекватной родительской оценки детских возможностей;
•
помочь
родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития
собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки,
выявить затруднения;
•
заинтересовать родителей в оказании своему
ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых
упражнений.
Оборудование: мультимедийная презентация; буклеты для родителей;
сигнальные карточки
на каждого ребенка
и родителя;
светофоры
- рабочие листки на определение места звука в слове на каждого ребенка
и родителя;
звуковые
пеналы.
Вводная
часть.
Логопед:
Здравствуйте, уважаемые
родители и ребята!
Скоро ваши дети пойдут в школу. При обучении, как письму и
чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть
мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую
характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки,
звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), установление их количества и
последовательности.
Это сложный процесс для всех детей. Дети испытывают
трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени
- дети не умеют определять количество, последовательность или позицию звука в
слове.
Вы можете помочь своему ребенку закрепить знания и умения,
полученные в детском саду в выполнении звукового анализа слов.
Основная часть
А) Теоретическая часть
Прежде чем говорить о выполнении звукового анализа, давайте
вспомним о звуках и буквах нашего родного языка.
1.
Звук – мы слышим
и произносим.
2.
Буква – это значок,
который обозначает звук. Букву мы пишем
и читаем.
3.
Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух,
выходящий изо рта, не
встречает преграды.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий
изо рта при их произнесении,
встречает преграду.
Обратите внимание
на таблицу.
- Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
-
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные,
которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным
цветом.
Согласные звуки бывают глухими
и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим
глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких
звуков голос звенит (Положить руку на горлышко).
На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Посмотрите на таблицу. Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З,
Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими
и твёрдыми. Посмотрите на таблицу. Всегда
твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Они обозначены синим цветом.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Они обозначены зеленым цветом.
Б) Практическая часть.
Л.: Уважаемые
родители, предлагаю вместе
поиграть.
Игра «Хлопни, если услышишь
звук [ш]».
Задача: развивать
слуховое внимание, фонематический слух.
Я буду называть слова, в которых есть звук [ш], нужно
хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук.
Речевой материал: сутки – шутки, суметь – шуметь, стуки –
штуки, сытый – шитый, сайка – шайка, суд – шут, спит – шипит, усы – уши, маска
– Машка, ириска – Иришка, басенка – башенка, каска – кашка, миска – мишка,
басня – башня.
Игра «Сигнальщики».
Задача: развивать слуховое
внимание, фонематический слух.
Л.: Я буду называть слоги и слова со звуками [л] и [л'], вам
нужно если в слове/слоге есть звук [л] – поднять карточку синего цвета, если
[л'] – зеленого цвета.
ла – ля, ля – ла, ло – лё, лё – ло, лу – лю,
лю – лу, лы – ли, ли –
лы
лук – люк, ложка – Лёшка, лов – лев, лайка-лейка, лапа-липа,
лань – лень, лапка – лепка, лапта – лепта, ласка – леска, латать – летать, лото
– лето.
Игра «Найди место».
Задача:
учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова. Л.: Перед
вами рабочий листок
и фломастер синего
цвета. Вам необходимо определить место звука в слове
и закрасить соответствующий квадрат.
Игра «Удача».
(Мешочек в котором
синие, зеленые и красные бусины).
Л.: В мешке бусины красного, синего и зеленого цветов.
Предлагаю вам с закрытыми глазами вытащить из мешка одну бусину. Если бусина
красного цвета, то нужно придумать
слово на гласный звук, синего цвета – на согласный твердый звук, зеленого цвета
– на согласный мягкий звук.
«Посчитай звуки в слове»
(заготовки для звукового анализа,
квадраты красного, синего,
зеленого цветов) Л.: В этой
игре вам нужно провести звуковой анализ слов.
(Каждый участник
делает звуковой анализ
одного слова).
КАК ВЫПОЛНЯТЬ
С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ
АНАЛИЗ СЛОВА?
Сначала обучаем ребёнка выполнять простые формы звукового
анализа. То есть выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в
середине слова. Посмотрите на вагончики. Если звук стоит в начале слова – поместите
фишку в первом окошке. Если звук стоит на конце слова – поместите фишку в
последнее окошко. Все остальные звуки
находятся в середине слова – поместите фишку в среднем окне вагончика.
Далее обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа,
а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их
характеристику, составлять звуковую схему слова.
Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков –
символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется следующим образом:
Возьмите пеналы с цветными фишками.
Сделаем звуковой анализ
слова ДОМ:
1.
Выделим голосом
первый звук:
ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий,
твердый – обозначим его синим
квадратиком с колокольчиком.
2.
Выделим голосом
второй звук :
д – ооо – м - второй
звук О – он гласный
– обозначим его красным квадратиком.
3.
Выделим голосом
третий звук:
до –ммм - третий звук М – он согласный, звонкий,
твердый – обозначим
его синим квадратиком с колокольчиком.
В
слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки Д и М. Гласный звук О.
Назовем звуки по порядку: Д О
М. Напечатаем слово буквами: ДОМ
На этом я хотела бы закончить нашу встречу, очень надеюсь,
что вы обязательно поиграете в эти игры с вашим детьми. А чтобы вы не забыли о
звуках, предлагаю вам небольшие буклеты.
Желаю успехов!!!
Подготовила и провела учитель-логопед О.В. Комарницкая
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.10.2025
Дата обновления: 15.10.2025
Дата публикации: 13.10.2025