Мастер-класс для родителей и детей подготовительной к школе группы "Звуковой анализ и синтез слов"

13.10.2025

Цель: познакомить родителей с играми на развитие звукового анализа и синтеза слов.

Задачи:

                    способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа и синтеза слов, приёмах работы в семье;

                  создать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений;

                 содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей;

                  помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения;

                заинтересовать родителей в оказании своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых упражнений.

Оборудование: мультимедийная презентация; буклеты для родителей;

сигнальные карточки на каждого ребенка и родителя;

светофоры - рабочие листки на определение места звука в слове на каждого ребенка и родителя;

звуковые пеналы.

Вводная часть.

Логопед:

Здравствуйте, уважаемые родители и ребята!

Скоро ваши дети пойдут в школу. При обучении, как письму и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), установление их количества и последовательности.

Это сложный процесс для всех детей. Дети испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени - дети не умеют определять количество, последовательность или позицию звука в слове.

Вы можете помочь своему ребенку закрепить знания и умения, полученные в детском саду в выполнении звукового анализа слов.

Основная часть

А) Теоретическая часть

Прежде чем говорить о выполнении звукового анализа, давайте вспомним о звуках и буквах нашего родного языка.

1.               Звук мы слышим и произносим.

2.               Буква это значок, который обозначает звук. Букву мы пишем и читаем.

3.               Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Обратите внимание на таблицу.

- Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

-     Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко).

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Посмотрите на таблицу. Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Посмотрите на таблицу. Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Они обозначены синим цветом.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Они обозначены зеленым цветом.

Б) Практическая часть.

Л.: Уважаемые родители, предлагаю вместе поиграть.

Игра «Хлопни, если услышишь звук [ш]».

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.Хочу такой сайт

Я буду называть слова, в которых есть звук [ш], нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук.

Речевой материал: сутки – шутки, суметь – шуметь, стуки – штуки, сытый – шитый, сайка – шайка, суд – шут, спит – шипит, усы – уши, маска – Машка, ириска – Иришка, басенка – башенка, каска – кашка, миска – мишка, басня – башня.

Игра «Сигнальщики».

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Л.: Я буду называть слоги и слова со звуками [л] и [л'], вам нужно если в слове/слоге есть звук [л] – поднять карточку синего цвета, если [л'] – зеленого цвета.

ла ля, ля ла, ло – лё, лё ло, лу лю, лю – лу, лы – ли, ли лы

лук – люк, ложка – Лёшка, лов – лев, лайка-лейка, лапа-липа, лань – лень, лапка – лепка, лапта – лепта, ласка – леска, латать – летать, лото – лето.

Игра «Найди место».

Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова. Л.: Перед вами рабочий листок и фломастер синего цвета. Вам необходимо определить место звука в слове и закрасить соответствующий квадрат.

Игра «Удача».

(Мешочек в котором синие, зеленые и красные бусины).

Л.: В мешке бусины красного, синего и зеленого цветов. Предлагаю вам с закрытыми глазами вытащить из мешка одну бусину. Если бусина красного цвета, то нужно придумать слово на гласный звук, синего цвета – на согласный твердый звук, зеленого цвета – на согласный мягкий звук.

«Посчитай звуки в слове»

(заготовки для звукового анализа, квадраты красного, синего, зеленого цветов) Л.: В этой игре вам нужно провести звуковой анализ слов.

(Каждый участник делает звуковой анализ одного слова).

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

Сначала обучаем ребёнка выполнять простые формы звукового анализа. То есть выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в середине слова. Посмотрите на вагончики. Если звук стоит в начале слова – поместите фишку в первом окошке. Если звук стоит на конце слова – поместите фишку в последнее окошко. Все остальные звуки находятся в середине слова – поместите фишку в среднем окне вагончика.

Далее обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа, а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их характеристику, составлять звуковую схему слова.

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Звуковой анализ выполняется следующим образом:

Возьмите пеналы с цветными фишками. Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:

1.               Выделим голосом первый звук:

ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

2.               Выделим голосом второй звук :

д ооо м - второй звук О он гласный обозначим его красным квадратиком.

 

3.               Выделим голосом третий звук:

до –ммм - третий звук М он согласный, звонкий, твердый обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки Д и М. Гласный звук О.

Назовем звуки по порядку: Д О

М. Напечатаем слово буквами: ДОМ

На этом я хотела бы закончить нашу встречу, очень надеюсь, что вы обязательно поиграете в эти игры с вашим детьми. А чтобы вы не забыли о звуках, предлагаю вам небольшие буклеты.

Желаю успехов!!!

 

Подготовила и провела учитель-логопед О.В. Комарницкая

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.10.2025

Дата обновления: 15.10.2025

Дата публикации: 13.10.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».