Рекомендации учителя-логопеда Речевая готовность ребёнка к обучению в школе

13.10.2025

Нарушение речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребенка, у которого должны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Несформированность любой сферы (эмоционально – волевой, практически действенной, речевой) может стать причиной неуспеваемости в школе.

Чтобы избежать осложнений при обучении в школе, следует сформировать у ребенка определенные речевые умения:

 

Для того чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе, необходимо:

-  создать условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

-    проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

-  не ругать ребенка за неправильную речь;

-  ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

-  не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

-  осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;

-  учитывать важность речевого окружения ребенка;

-не думать, что с возрастом недостатки речи исправятся сами собой;

-  речь взрослых должна быть четкой, ясной, грамотной;

-         взрослым   необходимо   как   можно   активнее   способствовать   накоплению словарного запаса детей и развитию связной речи.

К началу школьного обучения ребёнок должен уметь:

1.    Определять наличие звука в слове (например, есть ли звук с в словах: коса, нос, замок, щенок, цапля, сок).

2.   Определять место звука в простых словах в словах мак, дом, Рома).

3. Определять количество слогов в слове, делить слово на слоги.

4. Уметь различать парные согласные звуки на слух (палка-балка, дом-том, фата- вата, кол-гол, коса-коза и т.д.)

5.     Подбирать к    группе предметов обобщающее слово (ложка, вилка, кастрюля, сковорода – это посуда).

6.   Подбирать к обобщающему слову группу предметов (мебель – шкаф, стол, стул, тумбочка).Хочу такой сайт

7.    Образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением (дом – домик, часы – часики, нога – ножка).

8.     Образовывать от существительных различные прилагательные:

(карандаш из дерева какой? деревянный, у медведя чей хвост? медвежий).

9.   Активно использовать в речи антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый), синонимы (лошадь-конь-жеребец-скакун), слова-действия, слова-признаки.

10.    Пересказывать сказки, рассказы.

11.    Знать стихи наизусть детских писателей: А. Барто, С. Михалкова и т.д.

12.      Запоминать и повторять предложения из 7-8 слов (Маленькая девочка Катя пошла с мамой в магазин).

13.    Знать названия времен года и дней недели.

14.    Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке.

15.    Уметь ориентироваться в пространстве «право лево» (на собственном теле).

Желательно устранить дефекты звукопроизношения (если имеются), т.к. они могут стать причиной ошибок в письменной речи. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Если ребенок вместо «шапка» говорит «сапка», то, скорее всего, он так и напишет.

Большинство вышеперечисленных умений в норме формируются у ребенка дошкольного возраста самостоятельно. Но дефицит мест в дошкольных учреждениях приводят к тому, что некоторые дети мало общаются со сверстниками, недостаточно находятся в коллективах, где они могли бы полноценно общаться, развивая свою речь.

 

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Как можно чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

Учитель – логопед О. В. Комарницкая

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.10.2025

Дата обновления: 15.10.2025

Дата публикации: 13.10.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».