Рекомендации учителя-логопеда Речевая готовность ребёнка к обучению в школе
13.10.2025
Нарушение речи у школьников связаны с разными причинами, имеют
различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности
обучения учащихся.
Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное,
гармоничное развитие ребенка, у которого должны быть развиты все, а не
отдельные стороны личности. Несформированность любой сферы (эмоционально –
волевой, практически действенной, речевой) может стать причиной неуспеваемости в школе.
Чтобы
избежать осложнений при обучении в школе, следует сформировать у ребенка
определенные речевые умения:
Для того чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка
к школе, необходимо:
-
создать условия, благоприятные для общего и речевого развития
детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по
речевому развитию детей и необходимую
коррекцию недостатков в развитии речи;
-
не ругать ребенка
за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
-
не заострять внимание
на запинках и повторах слогов и слов;
-
осуществлять позитивный настрой
ребенка на занятия
с педагогами;
-
учитывать важность речевого
окружения ребенка;
-не думать,
что с возрастом недостатки речи исправятся сами собой;
- речь взрослых должна быть четкой, ясной,
грамотной;
-
взрослым необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного
запаса детей и развитию связной речи.
К началу школьного
обучения ребёнок должен
уметь:
1. Определять наличие звука в
слове (например, есть ли звук с в словах: коса, нос, замок, щенок, цапля, сок).
2.
Определять место звука в простых
словах (м – в словах
мак, дом, Рома).
3.
Определять количество слогов
в слове, делить слово
на слоги.
4. Уметь различать парные согласные
звуки на слух (палка-балка, дом-том,
фата- вата, кол-гол, коса-коза и т.д.)
5.
Подбирать к группе предметов обобщающее слово (ложка, вилка, кастрюля,
сковорода – это посуда).
6. Подбирать к обобщающему
слову группу предметов (мебель – шкаф, стол, стул, тумбочка).
7. Образовывать слова с
уменьшительно – ласкательным значением (дом – домик, часы – часики, нога –
ножка).
8.
Образовывать от существительных различные прилагательные:
(карандаш из дерева – какой? – деревянный, у медведя чей хвост? – медвежий).
9. Активно использовать в речи
антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый), синонимы
(лошадь-конь-жеребец-скакун), слова-действия, слова-признаки.
10.
Пересказывать сказки, рассказы.
11.
Знать стихи наизусть
детских писателей: А. Барто, С. Михалкова и т.д.
12. Запоминать и повторять предложения из 7-8 слов (Маленькая девочка
Катя пошла с мамой в магазин).
13.
Знать названия времен
года и дней недели.
14. Уметь считать до 10 в прямом
и обратном порядке.
15. Уметь ориентироваться в пространстве «право – лево» (на собственном теле).
Желательно устранить дефекты звукопроизношения (если имеются), т.к.
они могут стать причиной ошибок в письменной речи. Младшие школьники пишут
преимущественно так, как говорят. Если ребенок вместо «шапка» говорит «сапка»,
то, скорее всего, он так и напишет.
Большинство вышеперечисленных умений в норме формируются у ребенка
дошкольного возраста самостоятельно. Но дефицит мест в дошкольных учреждениях
приводят к тому, что некоторые дети мало общаются со сверстниками, недостаточно
находятся в коллективах, где они могли бы полноценно общаться, развивая свою
речь.
Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение,
наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с
первого раза. Как можно чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой,
даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.
Учитель – логопед О. В. Комарницкая
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.10.2025
Дата обновления: 15.10.2025
Дата публикации: 13.10.2025