Использование технологии дидактического синквейна в логопедической работе со старшими дошкольниками
13.12.2021
Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии
ребенка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.
В современном образовательном процессе используются
разнообразные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в
коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и
нетрадиционные.
К одной из таких новых технологий относится
дидактический синквейн. Эта технология органично вписывается в работу по
совершенствованию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», т.е. пятистрочнаястрофа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Правила составления дидактического синквейна
• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• вторая строка – два слова, прилагательные;
• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Из приведенного примера видно следующее: для того чтобы правильно составить синквейн, ребенку необходимо иметь достаточный словарный запас в рамках темы; знать обобщающие слова, оперировать такими понятиями, как слово-предмет (живой
не живой), слово-действие, слово-признак. Дошкольники должны уметь слышать вопросы и давать правильные на них ответы.Отсюда следует, что перед составлением синквейна
учителем – логопедом должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы.
Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса. Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Таким образом, технология «Дидактический синквейн» может успешно применяться в логопедической практике.
Косенкова
Н.М., учитель – логопед 1 КК
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.12.2021
Дата обновления: 13.12.2021
Дата публикации: 13.12.2021