«Духовно - нравственное воспитание дошкольников сказкой»
18.11.2025
Дошкольный возраст — это время
формирования и развития жизненно важных отношений с окружающим миром, людьми,
основными сферами жизнедеятельности ребенка. Кандидат педагогических наук В.А.
Сухомлинский чётко обозначил этот жизненный период ребёнка: «От того, как
прошло, детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш». Начиная с начала XXI века, мы все чаще
упоминаем о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры вне
зависимости от формы вероисповедания, что непосредственно связано с развитием и
воспитанием ребенка до школы. Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления,
открытие мира для себя - делают нас теми, кем становимся мы в своей взрослой
жизни. Именно в детстве мы, как воспитатели можем найти «ключик» к потаенным
дверцам в душах наших воспитанников и это может быть сказка. Именно в детстве
может произойти такое событие, которое, если не перевернет, но очень сильно
повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему нам, как воспитателям важно
всматриваться в чистые глаза малышей, чтобы не пропустить момент зарождения
добра, остановить и искоренить зарождающееся зло и в развитии добрых начал нам
в первую очередь помогут сказки.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,
сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю
жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром
человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно-
нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в
реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные
эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок
для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников
особенно актуально в настоящее время, так как в условиях современного мира
наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие
сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное.
Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и
коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает
сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает
реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Мы с детьми реализовали краткосрочный проект:
«Сказка - ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок».
Привлекли к реализации проекта и социальных
партнеров: «Городскую центральную библиотеку». На ее базе были проведены мероприятия:
«Сказка за сказкой», «Добро побеждает зло». Кроме того, руководитель по
физической культуре принимал активное участие в реализации нашего проекта:
разучила с детьми игры используя сказочных героев, реализовала с детьми
путешествие по доброй сказке «Тетушка Осень». Уча детей добру, она показала, что
добро побеждает зло, имея силу воли, быстроту, ловкость, выносливость и другие качества,
ведущие к победе.
Проект вовлекает детей в мир добра и
любви, который становится для них достижимым и реальным. Мы с детьми провели
беседы по сказкам, читали сказки о добре и зле, «Сборник сказок о доброте», дети
показывали знакомые сказки по фланелеграфу «Колобок», «Теремок», инсценировали
сказки, играли в дидактические игры
«Сказочное лото», «Собери картинку», «Угадай по описанию», рисовали
сказочных героев, мои добрые поступки, отгадывали загадки по сказкам.
И
итоговым завершением проекта было проведено «Путешествие по сказкам», и еще дети
совместно с родителями сочинили добрые сказки и рассказали их нам.
Основную цель, которую мы перед собой
ставили и ставим, при помощи сказок, воспитывать ребенка мыслящим,
добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования
мира самого себя и людей, окружающих его.
Воспитатели:
Акентьева Л.А., Ведерникова Н.В.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.11.2025
Дата обновления: 18.11.2025
Дата публикации: 18.11.2025