Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста
15.12.2025
Звуковой анализ
- основа грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если ваш
ребенок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности! Формирование
навыков звукового анализа и синтеза – одно из важных направлений подготовки к
началу школьного обучения. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки
должны быть сформированы?
Анализ - это процесс
расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.
Синтез -
это процесс мысленного соединения в единое целое отдельных частей предмета и
его признаков, полученных в процессе анализа.
Звуковой
анализ - это
определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение
звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твердый –
мягкий согласный и т.д.).
Нарушение
звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально,
ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону
фонематическую, т.е. последовательность составляющих его звуков.
При
обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ
устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы
(звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим,
при нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить целое
слово.
Основная
трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы,
заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от
согласных в слове. Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на
устойчивом фонематическом восприятии.
Чтобы
развить это восприятие, родителям следует играть с ребенком в следующие игры:
«Повтори за мной».
Взрослый
произносит слово, выделяя один звук, а ребенок повторяет (м-м-мыло, маш-ш-ш-ина, дом-м-м). Необходимо, чтобы ребенок научился выделять
звук при произнесении слова.
«Найди место звука в слове».
Чтобы
ребенку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите ее на 3
части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую Вы будете передвигать
вместе с ребенком по дорожке. Определитесь, место какого звука, и в каком
слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (с-с-сова,
крас-с-ска, нос-с-с). Если звук слышится в начале слова, то фишка остается в
начале дорожки, так же
соответственно. фишка передвигается до конца дорожки и останавливается в
середине слова.
«Назови первый звук в слове».
Игра
проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч.
Ребенок, поймав мяч, называет первый звук в слове и бросает мяч взрослому.
«Назови слово на заданный звук».
Игра
проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребенку мяч.
Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.
Когда ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово;
сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; легко подбирает
слова на заданный звук, определяет место звука в слове, можно считать, что первый
этап пройден. Но это еще не
значит, что ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ
слова - это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой
они в этом слове находятся.
Если
на первом этапе, когда мы учили детей слышать в словах отдельные звуки,
сравнивать слова по звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то
при обучении ребенка звуковому анализу слов этого недостаточно.
Для
того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно,
материально представлено.
Занимаясь
с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим
его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок
должен называть звуки так, как они слышатся в слове. Какой первый звук в
слове весна? Давайте послушаем, выделим этот звук
голосом: [вь-вь-вь-эсна] — первый звук [в']. А второй? [ вь-э-э-эсна]. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове - [э].
В
старшей и подготовительной группе ребята знакомятся с характеристикой звуков и
учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные цветовые
обозначения. Чтобы помочь ребенку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам
ориентироваться в том, какие звуки гласные, а какие — согласные. Давайте
вспомним, что гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в
полости рта не встречает на своем пути преград. В образовании гласных звуков
участвует только голос. Эти звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с
ребенком: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. Гласные звуки мы обозначаем красным
цветом.
Согласные
звуки — звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который
образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы,
губы, язык и небо. Произнесите эти звуки вместе с ребенком: [б], [в], [г], [д],
[ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].
Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Мягкие звуки мы обозначаем зеленым
цветом, а твердые согласные - синим.
Чтобы
ребенку было интересно, используйте развлекательные моменты, старайтесь
поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать
знания и умения. Схемы слов ребенок может составлять не только при помощи
карточек, но и при помощи мелких пуговиц, прищепок, карандашей, кубиков,
пирамидок, игрушек соответствующих цветов.
Можно
самостоятельно сделать коробочку с жетонами для звукового анализа.
Давайте
и мы с вами попробуем. Звуковой анализ слова РАК
•
Р-р-рак
- произнесите, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный?
Возьмем фишку, которая обозначает твёрдый согласный звук.
•
Ра-а-ак
- повторите, как я. Какой звук мы слышим после [м]? Какой это звук? Берем
фишку, обозначающую гласный звук, и размещаем ее после [м].
•
Рак-к-к
(подчеркнуто артикулируется звук [к]) - какой последний звук в этом слове? Он
гласный или согласный? Берем фишку, обозначающую твердый согласный звук, кладем
ее после звука [а].
•
Назовите
все звуки в слове рак по порядку.
•
Где
находится звук [а]: в начале, в конце или в середине слова?
•
Какой
первый звук в слове рак? А какой в этом слове последний звук?
•
Назовите гласный звук в слове.
•
Назовите согласные звуки в слове.
•
Сколько всего звуков в слове рак?
При
звуковом анализе получается красочная схема. Теперь Вы можете предложить
ребенку зарисовать ее в тетради в клетку или на листе бумаги и еще раз
предложить ребенку произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к
звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова.
Чтобы
развивать синтез мышления, играйте с ребенком в игру «Угадай слово». Взрослый
называет отдельные звуки, а ребенок отгадывает слово ([р], [а], [к] – рак).
Помните,
в ваших силах помочь ребенку преодолеть трудности, связанные с речевым
нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы
непременно поможете своему ребенку успешно учиться в школе!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.12.2025
Дата обновления: 15.12.2025
Дата публикации: 15.12.2025