Консультация для родителей средней группы «Значение режима дня в жизни дошкольника. И почему так важно соблюдать режим дня не только в детском саду, но и дома»
17.01.2022
Что же такое режим дня? Режим дня - это
чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование
бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов
деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим
укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление
разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. Любая деятельность –
это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно. Она
является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается
огромной потерей (тратой) нервной энергии и приводит к утомлению.
Почему так важен режим дня? У ребёнка,
приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает
через определённые промежутки времени и сопровождается ритмичными изменениями в
деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно
настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется
достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает
выраженного утомления. Нарушение же режима отрицательно сказывается на нервной
системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают
капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Ребенок, с раннего
детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в
голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9
часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не
приходится будить, он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется
достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится
поторапливать его по поводу медлительности.
Днем они не тратят время на многократные
приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается
и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима,
исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.
Почему так важно соблюдать режим дня и
дома? Уже выше сказано, если изо дня в день повторяется ритм в часах приема
пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на
состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в
организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но
дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не
всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные
дни отражается на состоянии ребенка в детском саду. В понедельник: чувствуется
некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость).
Ребенок склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни. Поведение
ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность, находятся в прямой
зависимости от того, как организованы его деятельность в семье в обычные, а
также в выходные дни. На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется
незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно
за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более
продолжительном сне, чем взрослый человек. Ребенку до 5 лет положено спать в
сутки 12,5—12 часов, в 5-6 лет — 11,5—12 часов (из них примерно 10—11 часов
ночью и 1,5—2,5 часа днем). Основными компонентами режима в ДОУ являются: сон,
пребывание на открытом воздухе (прогулка), непосредственно образовательная
деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (свободное
время), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из
компонентов, а также роль их в определенные возрастные периоды закономерно
изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности. Режим дня
считается правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех
необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на
протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления,
повышает общую сопротивляемость организма.
Какие же средства способствуют решению
этих задач?
Прежде всего, воспитанная еще в раннем
детстве привычка выполнять режим. Приучать детей выполнять режим дня необходимо
с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка к
организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с
максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо
постепенно, последовательно и ежедневно. У детей еще относительно слабы
процессы внутреннего торможения и мала подвижность нервных процессов. Обычно
ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только
приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10—15, предупредить ребенка
о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит,
настаивайте, чтобы ребенок не задерживался. Постепенному переключению от игры
ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к четырем годам
ребенок может самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На
протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.
Благонадеждина Елена Алексеевна, воспитатель ВКК
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.01.2022
Дата обновления: 17.01.2022
Дата публикации: 17.01.2022