Консультация для родителей средней группы «Кто и зачем придумал правила поведения?»
17.03.2022
Выделяют несколько основных линий освоения ребенком
нормативной стороны жизни социума.
В
ведущей деятельности – сюжетно-ролевой
игре – дошкольники овладевают самыми общими смыслами различных форм
человеческой деятельности, раскрывают для себя потребностно-мотивационную сферу
человеческих поступков и отношений. Основной единицей сюжетно-ролевой игры, по
мнению Д.Б. Эльконина, служат роль и связанные с ней игровые действия. В каждой
роли (пожарного, учителя, врача, продавца и т.д.) имплицитно или эксплицитно
(скрытно или явно) заключены те или иные нормы и правила. Принимая на себя
какую-либо роль, стремясь ей соответствовать, ребенок начинает понимать нормы,
связанные с ролью, правила, регламентирующие деятельность взрослых. Следование
этим нормам и правилам как раз и составляет основное содержание сюжетно-ролевой
игры.
Другими «воротами», через которые правила входят в жизнь ребенка, служит
общение со взрослыми, в процессе
которого дети получают прямые инструкции, указания по организации собственного
поведения. Стремясь структурировать поведение ребенка, направить его в нужное
русло, подчинить спонтанность ребенка логике здравого смысла, мы, взрослые,
через запреты «неблаговидных» и поощрение «правильных» поступков и намерений
детей создаем в их сознании целые своды локальных или универсальных
правил.
Очень часто для освоения какого-либо правила, стереотипа поведения
ребенок не нуждается в прямых директивах взрослого. Буквально «на лету», дошкольники
«схватывают» все плохое. Достаточно один раз в присутствии ребенка допустить
оплошность или произнести неосторожное слово – и, будьте уверены, ребенок это
обязательно запомнит и повторит в самый неподходящий момент, заставив вас
краснеть. Дети – прекрасные
имитаторы, по способности к подражательству они вряд ли уступают
попугаям. Наблюдая за поведением окружающих, воспринимая взрослых и
«авторитетных» сверстников как образец для подражания, копируя наши реакции на
то или иное событие, ребенок абсолютизирует некоторые моменты нашего поведения,
превращая их в правила для себя.
Всестороннее, ярко эмоционально окрашенное воздействие на ребенка оказывают
книги, театр, кино и особенно
телевидение. Главные герои любимых телепередач и книг, виртуальный мир с
его спецэффектами – один из самых мощных источников нормативного поведения для
современных детей.
На
формирование представлений, связанных со словом «правило», большое влияние
оказывает опыт совместной деятельности ребенка, особенно совместных игр по
правилам, а также опыт стихийной самоорганизации детских сообществ (например,
во дворе) и появления в них своих условностей и норм.
Давным-давно люди
придумали правила поведения в общественных местах. Вспомните, какие из
этих правил вы знаете.
Поведение на
улице.
Человек идет по правой
стороне тротуара, дорожки, а встречные пешеходы идут слева от него. Для
пешеходов - тротуар, а проезжая часть - для автомобилей, через нее нельзя
перебегать, где попало. В соответствии с правилами этикета мужчина идет слева
от женщины, чтобы поддерживать ее своей сильной рукой.
В
автобусе.
Войдя, не
останавливайтесь у двери, чтобы не мешать входить другим. Обязательно уступим
место тем, кому трудно стоять. В транспорте, как и на улице, нельзя громко
разговаривать или кричать, оставлять после себя грязь, вставать на сиденье
ногами или ставить на него грязные вещи.
В магазине.
У двери магазина
пропустить тех, кто из него выходит, а затем войти. Пропустить вперед пожилого
человека, инвалида, женщину с маленьким ребенком. Не кричать, громко не разговаривать,
не бегать по магазину. Без очереди покупать только с разрешения других
покупателей и в случае крайней необходимости, благодарить тех, кто вас
пропустил вперед.
В кинотеатре.
Во время фильма нельзя
разговаривать, пересаживаться, разворачивать фантики конфет, выражать свое
недовольство игрой актеров. Можно смеяться, но не очень громко, если смешно, и
плакать, если грустно. Можно высказать свое мнение о фильме после его
просмотра, но негромко, не навязывая его другим зрителям.
И самое главное, не
забывайте говорить вежливые слова на улице, в магазине, кинотеатре….
Помните об этих правилах и
учите детей соблюдать их.
Благонадеждина Елена Алексеевна
воспитатель ВКК
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.03.2022
Дата обновления: 17.03.2022
Дата публикации: 17.03.2022