Консультация для родителей средней группы «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
18.04.2022
Одним из направлений в
нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения.
Задачи воспитания
культуры поведения в Программе рассматриваются, как составная часть и
сформулированы они в виде вполне конкретных требований. Привитие детям
необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях и
положительных взаимоотношений в разных видах деятельности; воспитание
определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств, которые
должны сформироваться у детей при их постепенном ознакомлении с окружающим
миром.
Понятие «культура
поведения дошкольника» можно определять как совокупность полезных для общества
устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах
деятельности. В содержании культуры поведения дошкольников можно выделить
следующие компоненты: культура деятельности, культура общения,
культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется в поведении
ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать
у детей культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в
порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое
до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Для определения,
достигнутого в воспитании культуры трудовой деятельности можно использовать
такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполняемой
работе, понимание ее цели и общественного смысла; активность,
самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого
результата; взаимопомощь в коллективном труде.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм
и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и
доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм
обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура
общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и
воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.
Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни
ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания,
потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение
становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к
окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой,
естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое
важное качество ребенка, как общительность. Культура общения обязательно
предполагает культуру речи. А.М. Горький считал заботу о чистоте речи важным
оружие борьбы за общую культуру человека. Культура речи предполагает наличие у
дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя
спокойный тон.
Уже в младшем, а
особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический
строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть
взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей
говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее
важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять
во время разговора, смотреть в лицо говорящему.
С другой стороны,
овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных
играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная
часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица,
рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены,
но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении
этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно
касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не
умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и
в работе.
Педагоги и родители
должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе
культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его
последующей жизни.
Культуру еды часто
относят к гигиеническим навыкам. С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные
правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом,
не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим
продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды
– нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков
необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и
опрятно.
Уже в дошкольном
возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты
поведения. Так, дети старше четырех лет в своих действиях все чаще начинают
руководствоваться мотивом общественной пользы: поскорее навести порядок в
группе или помочь одеться новенькому, чтобы все вместе вовремя вышли на
прогулку; выполнить подели для игры, в подарок маме, малышам. Поступки
сверстников и свои собственные они начинают осмысливать с позиции общепринятых
нравственных норм, а совершив ошибку, оценивают ее с этих же позиций и
стараются исправить. Так у детей формируются навыки нравственного поведения. В
психологической науке навык определяется как автоматизированное действие, хотя
прогресс освоения как автоматизированное действие, хотя процесс освоения
обязательно связан с его осознанием. Навыки постепенно совершенствуются,
перерастают в привычки, т.е. в потребность поступать определенны образом
(например, ежедневно заниматься утренней гимнастикой не только в детском саду,
но и дома, держать в порядке свои игрушки, здороваться со взрослыми и в детском
саду, и во дворе, и в квартире и т.д.). Для успешного формирования такой
потребности необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к
действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у
ребят было эмоционально-положительным и, наконец, чтобы при необходимости дети
были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.
В воспитании культуры
поведения первостепенное значение имеет пример взрослого. Его внешний
облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое
отношение к окружающим, и прежде всего к детям, – важный и действенный пример
для подражания.
Благонадеждина Елена Алексеевна
воспитатель ВКК
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.04.2022
Дата обновления: 18.04.2022
Дата публикации: 18.04.2022