«Пчелки» в мире предметов крестьянского быта
19.09.2022
Умный сильный
наш народ!
Далеко глядит
вперед
Но
предания старины
Забывать мы не
должны.
Слава
русской старине!
Слава нашей
стороне
Неоценимо велика роль музея в
приобщении детей к миру музейных ценностей. Музей, как огромный волшебный
ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных
предметов, созданных человеком. Экскурсии по музею способствуют развитию
познавательного интереса, связной речи дошкольников. Здесь же они получают патриотическое
воспитание, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена
любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны,
ко всему, что создано трудом родных и близких людей.
Для воспитанников нашей группы была
проведена очередная обзорная экскурсия в музее
«Красноуфимска земская больница». Нас
добродушно встретила заведующая музеем, которая многое рассказала и показала о
жизни крестьян.
Начала она свой рассказ с того,
как крестьяне освещали и согревали свой дом. Из рассказа ребята узнали, что
раньше не было электричества, и поэтому использовали лучину, потом керосиновую
лампу и свечи, и лишь в 20 веке появилась электрическая лампочка. Наши люди
старались всегда выглядеть чистенькими и аккуратными. Стирали одежду с помочью
скалки и рубеля, где катали белье, так оно становилось чистым и гладким.
Позднее стали стирать белье с помощью ребристой доски. Воду приносили в дом с помощью коромысла. А
первым утюгом был плоский камень. Дети были удивлены тяжестью утюга, который
грелся на углях. Это был очень тяжелый крестьянский труд. Воспитанникам
рассказывали о том из какой посуды питались крестьяне. С
удовольствием рассматривали три вида русской посуды. Первой появилась
деревянная долбленная посуда, такая как корыто. Затем появилась точеная посуда
(например, скалки) и плетеная (туясочки, в которых хранили муку, крупу и разные
плетеные корзинки). Ребятам продемонстрировали деревянную хлебницу, выполненную
из бересты, преимущество которой заключалось в том, что береста защищала
продукты от плесени. На Урале очень
любили глиняную посуду, кувшины, крынки в которых хозяюшка хранила молоко, а
так как раньше не было электричества и соответственно холодильников, поэтому
чтобы молоко хранилось в крынку с молоком хозяйка опускала лягушку, которая
барахтаясь в молоке выделяла специальное вещество, не позволяющее молоку
скиснуть. Была и чугунная посуда, это различные чугунки, сковородки. Узнали
наши воспитанники и о том, как одевались крестьяне. У крестьян не было денег и
поэтому они выращивали лен, хозяюшки сами делали домотканую ткань на ткацком
станке. Для окрашивания ткани брали корешки растений, сами растения, ягодки. То
есть люди умели абсолютно все, они выращивали овец, с которых срезали шерсть и
пряли, используя ножные прялки, вязали из шерсти носочки, рукавички. Долгое
время в России не было сапог, и поэтому люди носили лапти, даже существовала
такая поговорка «Русь лапотная». Позднее появились чеботари, они шили чёботы,
так называемая обувь. В музее ребята увидели одного из представителей чеботарей
– Степана из Нижнеиргинска. Также ребятам рассказали, как раньше люди рыбачили,
используя рыбачью морду. Рассматривали деревянные сани, деревянные вилы,
ботоло, старинные весы. Мы с воспитанниками побывали в русской избе у бабушки
Агафьи и деда Федота, где увидели русскую печь, рядом с которой всегда
находился ухват, с помощью которого ребята могли поставить чугунок в печь и
ощутить насколько он был тяжелым. Воспитанникам рассказали, что раньше не было
аптек и докторов, поэтому лечились крестьяне лечебными травами, а в мешочках
хранили травяной чай из шиповника, клевера. Конечно лечились не только травами,
но и использовали в пищу полезные овощи и фрукты.
Невозможно на вербальном уровне
объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как
прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т. д. Только увиденные своими
глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми,
узнаваемыми. Дети были удивлены предметами старины, о
которых они даже ничего не знали. Для детей это было значимое событие,
они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями.
В любом возрасте дети задают взрослым
множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. Музеи
– это замечательные помощники для тех пап и мам, которые хотят расширить
кругозор своего ребенка. Приобщать
детей к музею можно, начиная с трехлетнего возраста. Так давайте
чаще водить наших детей в музеи, воспитывать их таким образом, чтобы и в
будущем они сохранили все то, что сберегли для них предки.
Воспитатель Богатенкова А.С., 1 КК
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.09.2022
Дата обновления: 19.09.2022
Дата публикации: 19.09.2022