«Пчелки» в мире предметов крестьянского быта

19.09.2022

Умный сильный наш народ!

Далеко глядит вперед

Но предания старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне


Неоценимо велика роль музея в приобщении детей к миру музейных ценностей. Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком. Экскурсии по музею способствуют развитию познавательного интереса, связной речи дошкольников. Здесь же они получают патриотическое воспитание, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.

Для воспитанников нашей группы была проведена очередная обзорная экскурсия в музее «Красноуфимска земская больница». Нас добродушно встретила заведующая музеем, которая многое рассказала и показала о жизни крестьян.Хочу такой сайт

Начала она свой рассказ с того, как крестьяне освещали и согревали свой дом. Из рассказа ребята узнали, что раньше не было электричества, и поэтому использовали лучину, потом керосиновую лампу и свечи, и лишь в 20 веке появилась электрическая лампочка. Наши люди старались всегда выглядеть чистенькими и аккуратными. Стирали одежду с помочью скалки и рубеля, где катали белье, так оно становилось чистым и гладким. Позднее стали стирать белье с помощью ребристой доски.  Воду приносили в дом с помощью коромысла. А первым утюгом был плоский камень. Дети были удивлены тяжестью утюга, который грелся на углях. Это был очень тяжелый крестьянский труд. Воспитанникам рассказывали о том из какой посуды питались крестьяне.   С удовольствием рассматривали три вида русской посуды. Первой появилась деревянная долбленная посуда, такая как корыто. Затем появилась точеная посуда (например, скалки) и плетеная (туясочки, в которых хранили муку, крупу и разные плетеные корзинки). Ребятам продемонстрировали деревянную хлебницу, выполненную из бересты, преимущество которой заключалось в том, что береста защищала продукты от плесени.  На Урале очень любили глиняную посуду, кувшины, крынки в которых хозяюшка хранила молоко, а так как раньше не было электричества и соответственно холодильников, поэтому чтобы молоко хранилось в крынку с молоком хозяйка опускала лягушку, которая барахтаясь в молоке выделяла специальное вещество, не позволяющее молоку скиснуть. Была и чугунная посуда, это различные чугунки, сковородки. Узнали наши воспитанники и о том, как одевались крестьяне. У крестьян не было денег и поэтому они выращивали лен, хозяюшки сами делали домотканую ткань на ткацком станке. Для окрашивания ткани брали корешки растений, сами растения, ягодки. То есть люди умели абсолютно все, они выращивали овец, с которых срезали шерсть и пряли, используя ножные прялки, вязали из шерсти носочки, рукавички. Долгое время в России не было сапог, и поэтому люди носили лапти, даже существовала такая поговорка «Русь лапотная». Позднее появились чеботари, они шили чёботы, так называемая обувь. В музее ребята увидели одного из представителей чеботарей – Степана из Нижнеиргинска. Также ребятам рассказали, как раньше люди рыбачили, используя рыбачью морду. Рассматривали деревянные сани, деревянные вилы, ботоло, старинные весы. Мы с воспитанниками побывали в русской избе у бабушки Агафьи и деда Федота, где увидели русскую печь, рядом с которой всегда находился ухват, с помощью которого ребята могли поставить чугунок в печь и ощутить насколько он был тяжелым. Воспитанникам рассказали, что раньше не было аптек и докторов, поэтому лечились крестьяне лечебными травами, а в мешочках хранили травяной чай из шиповника, клевера. Конечно лечились не только травами, но и использовали в пищу полезные овощи и фрукты.

Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т. д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. Дети были удивлены предметами старины, о которых они даже ничего не знали. Для детей это было значимое событие, они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями.

     В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. Музеи – это замечательные помощники для тех пап и мам, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Приобщать детей к музею можно, начиная с трехлетнего возраста. Так давайте чаще водить наших детей в музеи, воспитывать их таким образом, чтобы и в будущем они сохранили все то, что сберегли для них предки.

     Воспитатель Богатенкова А.С., 1 КК

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.09.2022

Дата обновления: 19.09.2022

Дата публикации: 19.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».