Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
18.08.2023
Поступление ребёнка в детский сад сложный
период в его жизни. В условиях семьи ребёнок привык к установленному распорядку
дня. У него сложились привычки, выработался свой стиль поведения отношений с
членами семьи. Ребёнок тяжело переносит
даже временную разлуку с родителями, домом и привычным для него укладом жизни.
Он часто отказывается от общения с незнакомыми людьми.
Поначалу в яслях ребёнку покажется всё
непривычным. Его волнует, а иногда и пугает новая обстановка: большая комната,
незнакомые дети, вокруг чужие взрослые-воспитатели, няни. В первое время для
него непривычен и уклад жизни в детском саду: другой режим дня, еда,
отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения,
установленных в группе. В это время дети
становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми,
беспокойными.
Часто они упорно не хотят покидать дом, а
у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.
В поведении вновь принятых детей можно
наблюдать черты свойственные детям раннего возраста. Возможно временное
нарушение некоторых навыков. У детей может появиться недержание мочи и кала.
Случается и неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, повышение температуры,
появление сыпи и т.п. Нарушается сон у одних детей, у других отсутствие
аппетита.
Период адаптации – тяжёлое время для
ребёнка, его родителей и персонала группы.
В среднем адаптация у детей раннего
возраста длиться 2-3 недели. В детском саду дети болеют чаще, чем дома. Это и
понятно т.к. в группе может быть заболевший ребёнок, который становиться
источником инфекций для других детей. В период адаптации возможность
заболевания ребёнка особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает,
поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы
организма.
Большие трудности в этот период испытывают
дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи,
причины, тормозящие образованию у малыша умений контактировать с незнакомыми
взрослыми. А это значит, что в первые, дни он будет негативно относиться к
воспитателям и няне.
Мальчики более уязвимы в плане адаптации,
чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более
болезненно реагируют на разлуку с ней.
Плохо приспосабливаются дети к
коллективной жизни, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают
родительского «нельзя».
Общая задача воспитателей и родителей –
помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для
этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо
максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду.
Группа комплектуется постепенно, поэтому
персоналу легче уделять больше внимания новичку. Но первые дни лучше оставлять
ребёнка на 1-2 часа увеличивая постепенно время пребывания до обеда, до
полдника, а затем и до вечера. Чем быстрее ребёнок почувствует доверие к
воспитателям, няне, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесёт
перемены в своей жизни разлуку с вами.
В период адаптации воспитатели, по мере
своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому
ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в
условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше
информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при
взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о Вашем
ребенке, рассказывайте больше.
Ваше вежливое и приветливое отношение к
воспитателям расположит ребёнка к общению с ними.
Выработка единых требований к поведению
ребёнка, в детском саду и дома важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к
перемене в образе жизни.
В Ваших силах помочь ребенку войти в новые
условия – в условия детского сада – как можно более безболезненно. Для этого
Вам необходимо психологически готовить ребенка к детскому саду заранее и
соблюдать следующие рекомендации:
1. Родители должны привыкнуть к мысли:
«Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться,
он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик». Больше всего
родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Главное правило таково:
спокойна мама — спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше
расстраивается. И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно.
Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду —
раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом,
озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и
сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя,
что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим
настроением.
2.Пусть малыша отводит тот родитель или
родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с
одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не
отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода. Обязательно скажите,
что вы придете, и обозначьте, когда (после прогулки, или после обеда, или после
того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после
какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте
свои обещания! Заранее готовьте ребенка к временной разлуке. Пример: «Ты стал
большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а
ты - в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы
уверены, что ты нас не подведешь!
3.Придумайте свой ритуал прощания
(например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу
уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности,
тем сильнее переживает малыш.
4.Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте
режим работы учреждения дошкольного образования и за один-два месяца
постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему.
5.Приблизьте рацион питания ребенка к
рациону детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей!
6.Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта,
желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.
7.Необходимо обратить особое внимание на
формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно
есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания
шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что
положительно скажется на его самочувствии.
8.Создавайте в восприятии ребенка
положительный образ детского сада! Познакомьте малыша со зданием детского сада,
с его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной
площадке. Расскажите сказку о детском саде. Например: «Жила-была девочка
(мальчик). Она была умной, красивой, веселой. Когда стала большой, ее приняли в
детский сад. Детский сад – это волшебный домик, куда мамы и папы приводят своих
детей. Им в детском саду очень хорошо: они играют, поют, танцуют, кушают,
гуляют. А еще там много игрушек, особенно… (называйте любимые игрушки вашего
ребенка). Девочке (мальчику) очень понравилось в детском саду, особенно
кататься на горке, качелях, помнишь, как мы с тобой! Ты у нас большая и скоро
пойдешь в сад. Я уверена, что тебе там понравиться». К сожалению, иногда
родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к
детскому саду.
Чего нельзя делать ни в коем случае:
- Нельзя наказывать или сердиться на
малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании
необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое
напоминание о том, что «он обещал не плакать», - тоже абсолютно не эффективно.
Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз скажите, что вы
его очень любите и обязательно придете за ним.
- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь
себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают,
никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и
саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и
его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что
вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике
полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро,
чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому
человеку. На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные,
свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Если ребенок
успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро
детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!
Воспитатель: Ильинских Ю.В.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.08.2023
Дата обновления: 23.08.2023
Дата публикации: 18.08.2023