Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «По ступенькам к школе» (5-7 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности «По ступенькам к школе»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: два года

Составитель: Ершова Ирина Александровна,
учитель-логопед

г. Красноуфимск, 2022 г.

Содержание

1

2

1Комплекс основных характеристик образования

3

1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Учебный тематический план
1.3.
Содержание программы
1.4.
Планируемые результаты
2Комплекс организационно – педагогических условий, включая формы аттестации
2.1.
Условия реализации программы
2.2.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
2.3.
Список литературы

3
7
9
11
13
13
15
16

2

Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «По ступенькам к школе» для детей 5-7 лет
(далее - Программа) разработана с учетом интересов и потребностей воспитанников и их родителей Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждение "Детский сад комбинированного вида №14" (далее - МАДОУ детский сад 14)
Направленность программы: социально-гуманитарная
Актуальность программы:
Программа разработана в соответствии с:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции
2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
3

12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об
утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
14. Устав МАДОУ детский сад 14.
Развитие речи ребенка – это одна из самых главных задач педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Чтение — один из
важнейших видов речевой деятельности, в процесс которой входит способность воспринимать информацию, понимать и воспроизводить еѐ.
Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: активно внедряются
стандарты дошкольного и школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения которой зависит от
подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки
к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе,
испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений. Кроме
того, по утверждению А.Н.Корнева, Р.С. Немова, в 5 – 7 лет формируется устойчивый познавательный интерес к чтению, т.е. данный
возраст является сензитивным периодом проявления интереса к чтению, поэтому и обучение чтению целесообразно начинать в этом
возрасте.
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной
педагогической ситуации, была разработана дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «По
ступенькам к школе». Программа способствует подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе, формирует определѐнный
запас знаний, и в первую очередь, навыки чтения и умение достаточно свободно и правильно говорить, слушать и различать звуки в
произнесенном и прочитанном слове, называть звуки по порядку, составлять слова из слогов, предложения из слов, упражняется в подборе
слов на заданный звук и слог. Таким образом, ребенок параллельно учится читать, запоминать, дифференцировать звуки, буквы, слова и
совершенствует свою речь.
Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребѐнка к новым условиям
обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе, именно поэтому
создание дополнительной общеразвивающей программы «По ступенькам к школе» в детском саду является актуальным.
Программа разработана в соответствии с социальным заказом и реализуется в Муниципальном автономном дошкольном
образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 14». Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на
сопровождение всех категорий обучающихся.
Курс представляет собой программу развития речи и обучения детей чтению. Он делится на два этапа, охватывающих возраст детей
от 5 до 7 лет:
4

- 1 год обучения «Мир звуков и букв» (5-6 лет)
- 2 год обучения «Учимся читать» (6-7 лет).
Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста для
предупреждения ошибок в чтении и письме. Чтению дети обучаются по букварю Н.С. Жуковой. С одной стороны, методика Н.С. Жуковой
основана на традиционном подходе, но при этом, в «Букваре» одновременно используется оригинальный способ обучения ребенка:
осознанию буквосочетания как цельного графического элемента. То есть, в качестве единицы чтения используется не отдельно взятая буква,
а слог, что также в дальнейшем является единицей письма. Данная методика позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного
чтения и более легко переходить от чтения к письму.
Адресат программы
Адресат программы
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Дети в возрасте от 5 до 6 лет (первый год обучения) достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим (по
сравнению с предшествующим периодом) опытом детей, с развитием их интеллектуальных способностей: умением устанавливать
многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы. Самым главным новшеством в развитии
личности ребенка 5-6 лет можно считать появление произвольности, то есть способность самостоятельно регулировать свое поведение. К 5-6
годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Речь продолжает активно развиваться и
совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность
речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни.
Первый год работы с детьми можно назвать «подготовкой» к обучению чтению. Игра является ведущим видом деятельности
дошкольника. Восприятие более совершенно, осмысленно, целенаправленно. Развивается звуковая сторона и грамматический строй речи.
Интенсивно растет словарный состав речи. Наступает благоприятный возраст для развития познавательных процессов: внимания, памяти,
мышления, от которых зависит успех в обучении чтению. В первый год обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать,
основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и
эмоциональную сферу ребенка. В этот период так же необходимо научить ребенка различать на слух слова в предложении; делить слова на
слоги; выделять звук из слога и слова; находить ударный слог и звук в слове. Введение ребѐнка в языковую действительность в момент
наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.
У детей в возрасте от 6 до 7 лет (второй год обучения) совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй,
речевой слух и навыки звукового анализа, связная речь, интонационная выразительность. Уровень развития речи отражает особенности
наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми
фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Формируется речевой слух
5

ребѐнка; совершенствуется речевой аппарат, развивается мышление при отгадывании загадок, воображение; обогащается словарь детей за
счѐт синонимов и антонимов.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня, согласно СанПиН 2.4.3648–20«Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи». Продолжительностью:
первый год обучения 25 минут, второй год обучения 30 минут (при условии обязательного чередования видов деятельности). В группе
присутствует не более 10 человек.
Объѐм программы – Занятия по программе для детей 1-го года обучения начинаются с 1 октября и длятся до 31 мая (32 часа), для
детей 2-года обучения – с 1 сентября по 31 мая (36 часов). Общий объем 68 часов.
Срок освоения (продолжительность) программ: 2 года.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Перечень видов занятий. Программа предусматривает проведение занятий в различной форме: индивидуальная самостоятельная
работа; групповые фронтальные формы работы.
Основной вид занятий – учебное занятие, в которые включены дидактические, ситуативные, подвижные игры. Кроме этого,
используются беседы, викторины, конкурсы, коллективное творческое дело, проекты, игры-путешествия со звуками и буквами.
Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием дидактических игр, что позволяет детям успешно овладевать
буквами русского языка, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в
сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать,
выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.
Уровневость программы: традиционная.
Цель программы: развитие речевых и познавательных процессов воспитанников в процессе овладения навыками чтения
Задачи:
1год обучения (дети в возрасте от 5 до 6 лет):
1. Обучающие:
- формировать фонематические процессы;
- познакомить с терминами «звук», «буква», «слог», «предложение», «ударение»;
- научить ориентироваться на странице в тетради;
- формировать звуко-слоговой анализ слов;
- обогащать, закреплять, уточнять активный и пассивный словарь;
- создать базу для дальнейшего успешного обучения чтению и предупреждение ошибок в чтении и письме (печатании букв).
2. Развивающие:
- развивать речевую активность, коммуникативные навыки;
6

- развивать познавательные психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
- развивать звуковую и интонационную культуру речи;
- развивать общую и мелкую моторику.
3. Воспитательные:
- воспитывать культуру общения, вежливость, самостоятельность;
- воспитывать положительное отношение ребѐнка к сотрудничеству со взрослыми, детьми, к собственной деятельности и еѐ результату.
2 год обучения (дети в возрасте от 6 до 7 лет):
1.Обучающие:
- познакомить с буквами и звуками русского алфавита;
- формировать навыки слогового чтения;
- формировать графические навыки письма;
- обогащать, закреплять, уточнять активный и пассивный словарь;
2. Развивающие:
- развивать речевые способности (диалогичесую и монологическую речь);
- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, выполнение поставленной
умственной задачи);
- развивать познавательные психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
- развивать разные виды мышления (логическое, словесно-образное, словесно-действенное);
- развивать общую и мелкую моторику.
3. Воспитательные:
- воспитывать культуру общения, вежливость;
- формировать положительную мотивацию к обучению в школе;
­ воспитывать любовь и уважение к книге;
­ воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
­ воспитывать положительное отношение ребѐнка к сотрудничеству со взрослыми, детьми к собственной деятельности, еѐ результату.
1.2.

Учебно-тематический план

1-ый год обучения
№
1
2

Название темы
Вводное занятие «Звуки
природы и звуки речи»
Мир слов и звуков

Общее количество
учебных часов

Теория

Практика

1

0,5

0,5

5

1,5

3,5

Формы промежуточной
аттестации
Входная диагностика
(собеседование)
Игра «Кто больше придумает
7

3

4

5

Гласные звуки.
Слогообразующая роль
гласных звуков. Деление слова
на слоги. Ударение
Согласные звуки.
Согласные твердые и мягкие.
Согласные звонкие и глухие.
Итоговое занятие «В гостях у
алфавита»
ИТОГО

8

4

4

17

7

10

1

1

32

13

19

Общее количество
учебных часов

Теория

Практика

1

0,5

0,5

7

2,5

4,5

16

5

11

9

4

5

2

1

1

слов», игра «Подскажи
словечко»
Занятие-путешествие «В гости к
Слышу», задания «Узнай звук»,
«Поймай звук», «Где спрятался
звук», «Придумай слово на звук»
Викторина «Хитрые звуки»,
составление графических схем
слов, выполнение звукослогового анализа, подбор слов к
схемам.
Итоговая диагностика.

2-й год обучения
№
1
2
3
4
5
6

Название темы
Вводное занятие « Звуки и
буквы»»
Гласные – друзья твердых
согласных. А, О, У, Ы, Э
Согласные звуки и буквы.
Гласные – друзья мягких
согласных. И, Е, Ё, Ю, Я
Беззвучные знаки. Ъ, Ь
Итоговое занятие «Как
хорошо уметь читать»
ИТОГО

1
36

1
13

Формы промежуточной
аттестации
Входная диагностика
(собеседование)
Праздник «Играем с буквами»
Игра «Узнай букву», занятиеигра «В гостях у буквы»
Проект «Путешествие в
сказочный город букв»
Разгадывание ребусов «Веселые
превращения»
Итоговая диагностика.

23

8

1.3.

Содержание программы

1 год обучения (дети в возрасте от 5 до 6 лет):
I. Вводное занятие «Звуки природы и звуки речи» (1 час)
Теория: режим занятий, вводный инструктаж, правила поведения на занятиях
Практика: тестовые задания, дидактические игры
II. Мир слов и звуков (5 часов)
Теория: знакомство с терминами «предложение», «слово», «звук», с многообразием слов, их значением, знакомство с протяженностью слов
(длинные и короткие), моделированием слова
Практика: сравнение слов по звучанию, по протяженности, составление предложений, игры «Подскажи словечко», «Кто больше придумает
слов»
III. Гласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слова на слоги. Ударение (8 часов)
Теория: знакомство с понятием «гласный звук», «слог», «ударение», с ролью гласных звуков, с графическим изображением гласных звуков.
Практика: занятие-путешествие «В гости к Слышу», определение места звука в слове, выделение ударного гласного, заучивание
чистоговорок, деление слов на слоги различными способами, выполнение заданий «Узнай звук», «Поймай звук», «Где спрятался звук»,
«Придумай слово на звук»
IV. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. (17 часов)
Теория: знакомство с понятием «согласный звук», способами их образования, с характеристикой согласных звуков (твердый – мягкий,
звонкий – глухой), с графическим изображением согласных звуков, обучение звуко-слоговому анализу.
Практика: викторина «Хитрые звуки», определение наличия и места звука в слове, составление графических схем слов, выполнение звукослогового анализа, подбор слов к схемам, игра «Узнай звук», «Поймай звук», «Где спрятался звук», «Придумай слово на звук»
V. Итоговое занятие «В гостях у алфавита» (1 час)
Практика: выполнение тестовых заданий
2 год обучения (дети в возрасте от 6 до 7 лет):
I. Вводное занятие «Звуки и буквы» (1 час)
Теория: режим занятий, вводный инструктаж, правила поведения на занятиях
Практика: знакомство с букварем, тестовые задания
II. Гласные – друзья твердых согласных. А, О, У, Ы, Э (7 часов)
Теория: характеристика звука, знакомство с графическим обозначением звука буквой, с образным изображением буквы выделение звука в
словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы

9

Практика: сопоставление буквы и ее графического образа, зарисовка, лепка, выкладывание из счетных палочек, конструирование из
нетрадиционных материалов образа буквы, нахождение нужной буквы и ее правильного изображения среди других букв, в словах,
заучивание стихотворений о буквах, праздник «Играем с буквами»
III. Согласные звуки и буквы. (16 часов)
Теория: характеристика звука, знакомство с графическим обозначением звука буквой, с образным изображением буквы выделение звука в
словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы
Практика: сопоставление буквы и ее графического образа, зарисовка, лепка, выкладывание из счетных палочек, конструирование из
нетрадиционных материалов образа буквы, заучивание стихотворений о буквах, нахождение нужной буквы и ее правильного изображения
среди других букв, в словах, занятие - игра «В гостях у буквы», игра «Узнай букву»
IV. Гласные – друзья мягких согласных. И, Е, Ё, Ю, Я (9 часов)
Теория: характеристика звука, знакомство с графическим обозначением звука буквой, с образным изображением буквы выделение звука в
словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, знакомство со смягчающей функцией букв, двойной ролью Е, Ё, Ю, Я.
Практика: сопоставление буквы и ее графического образа, зарисовка, лепка, выкладывание из счетных палочек, конструирование из
нетрадиционных материалов образа буквы, заучивание стихотворений о буквах, нахождение нужной буквы и ее правильного изображения
среди других букв, в словах, работа с таблицами для чтения, проект «Путешествие в сказочный город букв»
V. Беззвучные знаки. Ъ, Ь (2 часа)
Теория: знакомство с разделительной и смягчающей функцией Ь, с разделительной функцией Ъ
Практика: разгадывание ребусов «Веселые превращения»
VI. Итоговое занятие «Как хорошо уметь читать» (1 час)
Практика: выполнение тестовых заданий

10

1.4.Планируемые результаты
Реализация дополнительной образовательной программы «По ступенькам к школе» предполагает следующие ожидаемые результаты.
 К концу 1 года обучения:
Предметные результаты:
Обучающийся имеет представления о том, что такое речь устная и письменная, о речевых и неречевых звуках.
Знает: отличия гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных.
Умеет: различать слова по звучанию и протяжности; делить слова на слоги; называть в последовательности слов в предложении, звуки и
слоги в словах; определять место звука в слове; выполнять звуко-слоговой анализ слов; составить схему предложения; следовать устным
инструкциям и показу.
Владеет понятием «звук», «слово», «слог», «предложение», «ударение», «гласный», «согласный».
Метапредметные результаты:
В результате освоения программы ребенок умет:
- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных), сравненивать и сопоставлять; выделять общее и
различное; осуществлять классификацию; устанавливать аналогии; самостоятельно выбирать способы и ставить задачи в зависимости от
конкретных условий; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, эмоционально-позитивно относиться к
процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентироваться на партнера по общению; слушать собеседника; задавать вопросы,
сохранять заданную цель; видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществлять контроль своей деятельности по
результату; оценивать результаты своей деятельности.
Личностные результаты:
В результате освоения программы ребенок:
-осознает роль языка и речи в жизни людей; понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает; демонстрирует высокую
познавательную активность; следует определенным правилам; демонстрирует положительный настрой к обучению в школе.
 К концу 2 года обучения:
Предметные результаты:
Обучающийся имеет представления о том, что такое «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», о различии звука и буквы;
Знает: буквы русского алфавита; способы обозначения мягкости согласных звуков; значение Ъ и Ь знаков в словах;
Умеет: сопоставлять букву и еѐ графический образ, определять ударный и безударный слог, определять последовательность звуков в слове,
складывать слоги, читать слоги и слова; подбирать слова по звуковым схемам; печатать буквы, слоги, слова.

11

Владеет приемами звуко-буквенного анализа слова (определяет количество звуков в слове, дает их характеристику, определяет количество
букв)
Метапредметные результаты:
соотносит свои действия с планируемыми результатами, корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать своѐ мнение; определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение и
делать выводы; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей
и потребностей;
Личностные результаты:
В результате освоения программы ребенок:
- принимает и осознает социальную роль обучающегося, демонстрирует мотивацию к учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения, выражает свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам; проявляет доброжелательность и
эмоциональную отзывчивость.

12

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Условия реализации программы
Для реализации данной программы в образовательном учреждении должны быть созданы следующие условия:
- наличие группового помещения, оснащенного белой магнитной доской, компьютером;
- создание полноценного рабочего пространства (рабочие столы, стулья);
- материалы и инструменты, необходимые для работы:

Перечень оборудования и материалов
№
п\п

Наименование

Количество

1.

Азбука (наборное полотно с ячейками) магнитная азбука с буквами

2.

Индивидуальные разрезные азбуки

по количеству детей

3.

Букварь: учебное пособие. Н.С.Жукова

по количеству детей

4.

Демонстрационный материал на каждую букву, предметные картинки

5.
6.

1

Картины-схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные на
каждого ребѐнка)
Слоговые таблицы
Информационное обеспечение

Использование аудио- и видеороликов, презентаций в соответствии с учебным (тематическим) планом
Кадровое обеспечение
Реализацию дополнительной общеразвивающей программы «По ступенькам к школе» могут осуществлять педагоги, имеющим среднее
профессиональное или высшее профессиональное образование "Образование и педагогические науки" или иного направления подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительной
13

общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности и прошедшие курсы повышения квалификации по направлению
«Дополнительное образование».
Методические материалы
Методическую основу программы составляет методика обучения грамоте Н.С. Жуковой, материал для чтения Н.С. Жуковой
«Букварь», дополнительно используется учебно-методический комплекс «Логопедические занятия в период обучения грамоте» Розовой
О.Ю., Коробченко Т.В.
В ходе работы педагог использует элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие технологии (гимнастика для глаз,
дыхательная гимнастика, самомассаж, пальчиковая гимнастики, релаксация и др.), игровые технологии (динамические паузы, подвижные
игры, психогимнастика и т.д.), технологии проблемного обучения (извлечение информации, способность оценивать и делать выводы, умение
решать проблемную ситуацию. При организации образовательного процесса педагог пользуется следующими приѐмами обучения: создание
игровой ситуации; показ; использование движения руки; сравнение двух техник; проговаривание. При объяснении материала применяются
наглядные пособия (плакаты, картотеки, «живой» пример) по каждой теме, раздаточный материал: шаблоны, изображения, картинки, схемы.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на
возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации
задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное
состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать
деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть занятий при работе по данной программе
включает закрепление усвоенных ранее знаний и объяснение новой темы. Все занятия проводятся в игровой форме, с использованием
занимательных элементов в соответствии с возрастом детей. Практическая работа проводится во второй половине занятия и включает в себя
подготовку кисти руки ребенка к письму: штриховка, обведение по точкам, раскрашивание, дорисовывание В программе заложены
принципы постепенности (от простого к сложному). Задачи усложняются в связи с освоением ребѐнком предыдущего материала, принцип
интеграции и тематического планирования.
Занятия носят комбинированный характер, каждое из которых включает в себя несколько программных задач. На занятии детям
предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Так как дошкольный возраст – это
возраст игры, то в ходе занятий широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений
и навыков детей в области грамоты. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребѐнка на игре,
данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучения.

14

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Входной контроль с целью выявления стартовых возможностей воспитанников – тестовые задания, наблюдения.
Текущий контроль:
- контроль за выполнением заданий;
- контроль за соблюдением требований педагога;
- анализ и обсуждение с детьми выполненных заданий (по окончании работы);
Проводится после прохождения каждой темы учебного плана программы.
Промежуточный контроль – после прохождения каждой темы учебного плана программы (конкурсы, игры - контрольные задания,
праздники).
Итоговая диагностика проводится в конце каждого года обучения (май) с целью подведения итогов освоения дополнительной
образовательной программы. Методика обследования: наблюдение за выполнением детьми заданий с занесением данных в протокол
обследования.
Протокол обследования подведения итогов освоения дополнительной образовательной программы.
№ п/п

Ф.И. ребѐнка
Ориентируется
в понятиях
«звук»,
«буква»,
«слог»,
«слово»,
«предложение»

1-ый год обучения
Определет
Делит слова
место звука в
на слоги
слове(в
сильной
позиции)

Дифференцирует
звуки по
признакам
гласныйсогласный,
звонкий-глухой
согласный,
твердый-мягкий
согласный

Знает буквы
русского
алфавита

2-ой год обучения
Соотносит
Правильно,
звук и букву
плавно читает
целыми
словами,
предложения

Правильно
составляет из
букв разрезной
азбуки слоги
всех видов и
слова простой
структуры

1
2
3
Критерии: Освоил (О) – выполняет задания самостоятельно, без ошибок; если допускает ошибку, то исправляет еѐ самостоятельно.
Частично освоил (ЧО) – выполняет задания, допускает ошибки, исправляет их с помощью педагога. Не освоил (НО)–не выполняет больше
половины заданий или выполняет, но с преобладающей помощью педагога.

15

2.3.Список литературы
1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
2. Волина В.В. Веселая грамматика. - М. : Знание, 1995
3.Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2015
4. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
5. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина,
Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009.
6. Камышенкова Вера Борисовна Дополнительная общеобразовательная программа «Обучение чтению», МБДОУ «Детский сад №3» г.
Рассказово, 2015 г.
7. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. - М.: Гном- Пресс, 1997.
8. Кузнецова Е.В., Техонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. - М.: Сфера, 1999.
9. Микляева Н.В. Методические условия обучения детей грамоте: методическое пособие/ Н.В. Микляева - М.: Айрис - ПРЕСС, 2007.
10. Розова О.Ю., Коробченко Т.В. Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте: учебно-метод. пособие. – Рабочая
тетрадь. – М.: Редкая птица, 2017
11. Шмачкова Н. Ш., Фокина Л. И., Дехант Л. Н. Дополнительная общеразвивающая программа «Читай-ка», МБДОУ «Детский сад № 5» г.
Прокопьевск, 2016 г.
Интернет ресурсы:
1. Веселые уроки: [Электронный ресурс]. М., 2010-2016. URL: http://games-for-kids.ru.
2. Игробуквотека: [Электронный ресурс]. М., 2011-2016. URL: http://igrobukvoteka.ru.
3. Письмо и чтение: [Электронный ресурс] // Самоучка. М., 2001-2016. URL: http://samouchka.com.ua/_pismo_i_chtenie.
4. Методические рекомендации: [Электронный ресурс] // Учебный центр «Логопед - мастер». М., 2008-2016. URL:
http://www.logopedmaster.ru/blank-abyz3

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».